Блог директора консалтингового подразделения компании Cisco IBSG Уве Ламбретта (Uwe Lambrette)
Как идет переход предприятий к облачным технологиям? В 2010 году консалтинговое подразделение Cisco IBSG провело исследование, чтобы найти ответ на этот вопрос. В то время многие предприятии только вступили на дорогу к облаку. Сегодня, когда переход к облачным решениям набирает темпы и приобретает все больший размах, мы решили рассмотреть текущее состояние данного явления.
Чтобы получить информацию о том, как предприятия переходят к облаку, мы опросили ИТ-директоров, старших ИТ-менеджеров и руководителей, отвечающих за облачные инициативы, из 45 организаций, многие из которых входят в список 50 самых крупных компаний в мире. Мы провели также опросы представителей государственных организаций, производственных предприятий, финансовых учреждений, профессиональных сервисных компаний и предприятий розничной торговли.
Большинство руководителей в целом поддерживают облако и отмечают, что облачные технологии помогают им решать ряд наиболее острых проблем. Как и во время опроса двухлетней давности, они выражают опасения, главным образом, по поводу безопасности личных данных и надежности технологических решений. Вместе с тем сегодня эти опасения лишь несколько затрудняют, но ни в коем случае не останавливают внедрение облачных технологий. Распространению облачных технологий способствуют такие факторы, как экономия расходов (перевешивающая нежелание нести капитальные расходы), гибкость и возможность применять в работе личные мобильные устройства (BYOD). Последний фактор активно продвигается сотрудниками компаний "снизу", но для его технической реализации необходимо внедрение облачных технологий "сверху".
Вышеупомянутое недавнее исследование показало, каким образом переходит к облаку большинство предприятий. Разумеется, каждая организация выбирает свой собственный путь, но мало кто начинает его с широкомасштабной программы внедрения облачных технологий во всей организации. Чаще всего используется гибридный подход, подразумевающий развертывание частного облака с одновременным использованием общедоступного облака. Процесс начинается с частного облака и реализуется с помощью небольших, хорошо продуманных индивидуальных проектов. Мы называем такой подход "динамикой раннего внедрения"
Ниже перечислены шесть типичных проектов, реализуемых предприятиями на пути к облаку.
• Рабочее место нового поколения. Облако может преобразовать рабочую среду с помощью таких факторов, как мобильность, BYOD, виртуальные десктопы и решения для совместной работы. Сегодня многие руководители ИТ-отделов используют методы SaaS (программное обеспечение как услуга) для решения проблем, вызванных мобильностью и использованием личных устройств на рабочих местах.
• Упрощение деловых процессов. Облако помогает совершенствовать внутрикорпоративные процессы (работу с заказчиками и сотрудниками, процессы финансового управления и оплаты труда). Сегодня эти процессы часто выделяются из общей среды, переносятся в облако и превращаются в услуги SaaS.
• Разработка программного обеспечения. Компании, активно разрабатывающие программное обеспечение, трансформируют эту работу с помощью облака. Они используют сервисы IaaS (инфраструктура как услуга) и PaaS (платформа как услуга) во внутренней среде и в среде внешнего хостинга.
• Присутствие в Интернете. Облако помогает компаниям установить гибкое и масштабируемое присутствие в Интернете. Примечательно, что при этом облако конкурирует с программами "старого мира", которые также ориентировались на повышение эффективности (в качестве примера можно привести аутсорсинг). Присутствие в Интернете подразумевает непременное сочетание постоянных и переменных рабочих нагрузок, которые естественным путем могут переноситься в гибридное облако, разгружающее базовые ресурсы в часы пик.
• Кластеры и аналитика. Раньше аналитические методы использовались в больших вычислительных кластерах (grid), например, для расчета кредитных рейтингов. Облачные услуги можно использовать для трансформации кластеров и ресурсоемких аналитических программ. Компании часто используют опыт работы с кластерами для развертывания корпоративных программ облачной трансформации.
• Облачная трансформация. Компании могут начинать переход в облако не только с перечисленных выше прикладных решений, но и двигаться "снизу вверх" через имеющийся портфель информационно-технологических ресурсов. В этом случае происходит консолидация производственных платформ в облачной среде. Обычно этот процесс начинается на физическом уровне с консолидации ЦОД. Далее следует виртуализация серверов, а затем – автоматизация. Следующим шагом становится реальное самообслуживание и использование информационных технологий в качестве коммунальной службы. Предприятиям не всегда легко реализовать такую модель.
Разработать единый путь к облаку, подходящий для любого предприятия, невозможно. Нередко компании одновременно используют несколько подходов без какой-либо систематизации.
Рассмотрев положение дел в разных отраслях, мы сделали следующий вывод. Несмотря на очевидную разницу между отраслями, облачные проекты на разных вертикальных рынках имеют весьма схожие побудительные факторы и ограничения. Динамика распространения облачных технологий в разных отраслях тоже имеет много общего. По большей части облако финансового учреждения мало чем отличается от облака производственного предприятия.
Независимо от того, как именно компании переходят к облаку, движение в этом направлении продолжается, хотя некоторые компании находятся на самых ранних этапах этого процесса. Более трети опрошенных нами компаний используют облако для повышения эффективности информационных технологий, еще треть планирует или строит собственные облака. Любопытно, что внедряемые при этом решения никогда не консолидируются в одно облако. Как правило, в результате мы получаем множество облаков.
Преимущества этой технологии, меняющей правила игры на рынке, становятся все более очевидными, а переход предприятий в облако – все более необратимым.
Cisco – мировой лидер в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и совместной работы. Чистый объем продаж компании в 2012 финансовом году превысил 46 млрд долларов. Информация о решениях, технологиях и текущей деятельности компании публикуется на сайтах www.cisco.ru и www.cisco.com.