На прошлой неделе на «КАМАЗе» прошла международная конференция «Инструменты «Бережливого производства»: эффективная организация производственной системы на предприятии».
Производственная система «КАМАЗ» (ПС «КАМАЗ»), начиная с 2006 года, строится на принципах бережливого производства (Total Toyota Production System). И, судя по выступлениям руководителей предприятия, экономический кризис не препятствует дальнейшему развитию Производственной системы «КАМАЗ».
Заместитель председателя комитета по развитию ПС «КАМАЗ» Владимир Арженцов рассказал, что в 2008 году произошёл резкий скачок по одному из основных показателей, характеризующих вовлечённость персонала в процессы бережливого производства. От сотрудников предприятия получено 48 тысяч кайдзен-предложений, направленных на улучшение всех направлений деятельности. В среднем, почти по одному предложению на каждого работника. В 2006 году приходилось одно предложение на 20 работников, в 2007 году – на 5 человек.
За три года по поступившим предложениям открыто 2700 проектов, высвобождено 1300 единиц оборудования и 90 тысяч кв. метров производственных площадей. Около 300 преподавателей, подготовленных за эти годы в рамках развития принципов бережливого производства и ПС «КАМАЗ», полностью охватили обучением персонал производственных подразделений, управленческих и других служб компании.
Экономический эффект от развития ПС «КАМАЗ» за три года составил 1,6 млрд. рублей, при затратах - 16 млн. рублей. Резко выросла и производительность труда – как на отдельных предприятиях, так и на финишном участке технологической цепочки «КАМАЗа». То есть - на линиях главного сборочного конвейера автомобильного завода. Если, например, в декабре 2007 года с них сходило в среднем по 10 автомобилей в час, то ровно через два года, в декабре нынешнего года, автомобильный завод будет способен выпускать по 23 автомобиля в час.
На перспективу ставится такая задача: «Эталонным должен стать весь «КАМАЗ». Так, например, в 2009 году в основных производственных подразделениях будет создано 90 новых эталонных участков. В том числе на автомобильном заводе – 8, «КАМАЗ-Металлургии» – 31, «КАМАЗ-Дизеле» – 21, прессово-рамном заводе – 16, «КАМАЗавтотехнике» – 9, «КАМАЗинструментспецмаше» – 3.
На конференции свои успехи и задачи в области освоения кайдзен представили также руководители «бережливых» программ компаний АВТОВАЗ, «Соллерс-Набережные Челны», «Татнефть МехСервис», «ПО ЕлАЗ», «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» и другие предприятия региона. Ведущие японские и российские эксперты провели серию обучающих семинаров. Генеральный директор «Тойота инжиниринг корпорейшн» Тошио ХОРИКИРИ поведал об японском опыте вовлечения и мотивации персонала на непрерывные улучшения текущей деятельности.
По наблюдению директора «Центра Оргпром» Алексея Баранова, компании, строящие производственные системы на основе бережливого производства, оказались менее подвержены кризису и соответственно имеют больше шансов выйти из него более гибкими, эффективными, конкурентоспособными. «Кризис - лучшее время для «прививки» кайдзен, - сказал он. – Чтобы остаться на плаву, определите проблемы как потенциал и задайте амбициозные цели вашим потокам создания ценности. Далее объясните персоналу и партнерам смысл преобразований. Действуйте честно и последовательно. Переверните реальность, используя рычаг интеграции сверхпотоков ценности. Задавайте правильные вопросы, стимулируя осознанное освоение кайдзен».
Набережные Челны Республики Татарстан является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.