В Правительстве РФ обсуждается возможность введения обязательной регистрации предельных цен на российские и импортные лекарства. По словам заместителя председателя Правительства РФ Игоря Шувалова, элементы механизма регулирования цен на медикаменты уже существуют, в частности, есть список социально необходимых лекарств и механизм госрегулирования предельных цен производителей на них. Еще одним инструментом регулирования цен может стать наделение полномочиями Федеральной службы по тарифам для отмены неправомерных решений администраций регионов об установлении надбавок на лекарственные средства.
Вмешательство государства в регулирование российского фармацевтического рынка в итоге вряд ли выразится в том, что государство начнет «замораживать» цены на медикаменты. По мнению эксперта фармацевтического портала Pharm-Expert.Ru, генерального директора Национальной Дистрибьюторской компании Настасьи Ивановой, «единственный эффективный инструмент остановки любых цен заключается в укреплении рубля со стороны Центробанка. Однако, если государство пусть и не в полной мере, но все-таки регулирует стоимость препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов, то на розничном рынке лекарств вообще невозможно следить за ценообразованием. Все, что может сделать государство в фармрознице – осуществлять проверки дистрибьюторов, аптек, аптечных сетей силами антимонопольной службы, чтобы понять, где повышение цен вынужденное, а где бизнесмены наживаются на кризисе. Конечно, в некоторых регионах России существует фиксированная торговая наценка на медпрепараты, обычно она составляет 10-20%. Однако проследить за выполнением этих требований практически невозможно».
Одним из вариантов ограничения роста цен на лекарства могло бы стать заключения тарифного соглашения между государством и участниками фармбизнеса. Дистрибьюторы лекарств и аптеки обязуются в течение определенного времени не нарушать максимальные отпускные цены и торговые надбавки, зафиксированные соглашением. Государство со своей стороны гарантирует отсрочки по налоговым платежам и уменьшение таможенных пошлин. Подобный пример существовал в современной практике России и был заключен с производителями топлива, прежде всего, бензина и керосина. Однако, по мнению Настасьи Ивановой, заключение тарифных соглашений с иностранными производителями лекарств, крупными дистрибьюторами, оптовыми или розничными продавцами лекарств вряд ли осуществимо. «Подобный договор не сможет снизить повышающихся импортных цен производителей, а лишь снизит наценку посредников и розницы, размер снижения которой вряд ли будет заметен на фоне сильной девальвации рублёвых цен лекарств. Кроме того, в отличие от немногочисленных производителей топлива, число участников рынка лекарств очень велико, что затруднит подписание тарифного соглашения. Заключение тарифного соглашения с производителями топлива стало во многом возможно вследствие большой зависимости производителей от политики государства в области тарифов транспортировки топлива, акцизов и пошлин. Зависимость же производителей, дистрибьюторов и продавцов лекарств от государства значительно менее выражена и наблюдается в основном только в области госзаказа на поставку лекарств для социальных медицинских программ. В связи с этим, думаю, что подобные меры, если и будут реализованы, то только по очень узкому перечню лекарств, закупаемых государством, - считает эксперт.