Бурное развитие международной торговли, наблюдавшееся в последние годы, дало импульс к активизации российского рынка услуг по перевозке грузов, в особенности в контейнерах. В 2007 году контейнерооборот России по всем видам транспорта (учитывая внутренние перевозки) составил 5,27 млн. TEU.
В условиях кризиса динамика международной торговли замедлится. В частности, можно ожидать значительного снижения темпов прироста импорта в Россию. Российские потребители, рост реальных доходов которых замедлится, начнут отказываться от заметно дорожающих импортных товаров.
Ситуацию ухудшает тот факт, что контейнерные грузы в России преимущественно имеют иностранное происхождение. При этом доля контейнерных грузов в структуре экспорта не высока. Проблема кроется в специфике товаров, вывозимых за рубеж. Большую часть экспортируемых товаров составляют энергоносители, металл, руда, т.е. грузы, которые в контейнерах не перевозятся. В тоже время, эксперты подчеркивают высокий потенциал контейнеризации экспорта и именно в этом видят наибольший потенциал для развития рынка и своеобразную «подушку безопасности» в условиях кризиса.
По некоторым оценкам объем международной торговли в 2009 году может даже упасть в абсолютном выражении.
Снижение ликвидности банковской системы привело к ограничениям и ужесточению условий по выдаче кредитов, повышению ставок, как для частного сектора, так и для предприятий. В этих условиях возможно замораживание проектов по строительству/модернизации терминалов. По данным самих игроков рынка (к примеру, FESCO, Universal Cargo logistics), проекты, реализация которых уже началась, скорее всего, не будут заморожены. Но компании могут скорректировать свои планы.
В исследовании описано возможное влияние финансового кризиса на рынок контейнерных перевозок. При анализе ситуации учитывались оценки экспертов относительно будущей динамики мирового и российского ВВП, международной торговли, международного контейнерооборота. С учетом двух различных групп мнений были составлены оптимистичная и пессимистичная модели развития рынка. В качестве наиболее вероятностной оценки была принята усредненная модель. Наиболее вероятный сценарий развития рынка был принят за базовый для дальнейших расчетов. По оценке «Экспресс-Обзор» в 2009 году темп прироста контейнерного рынка значительно упадет, но останется в положительной зоне роста.