2 октября в Санкт-Петербурге по инициативе московской группы компаний «АВТОМИР» состоялась пресс-конференция «Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией и незаконным копированием брендов в России».
На пресс-конференции выступили:
Владимир Петров - директор по стратегии и развитию ГК «АВТОМИР»;
Сергей Лысов - директор торгово-сервисного комплекса «АВТОМИР» (г.Санкт-Петербург);
Денис Сермягин - директор ТСК «АВТОМИР-Митцубиши» (г.Санкт-Петербург)
Дмитрий Попов – заместитель генерального директора фирменной розничной сети ФК «ЗЕНИТ»;
Лариса Тульникова – патентный поверенный, заместитель генерального директора ЗАО «Интеллект Патент»;
Мария Кондратенко - начальник отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции УФАС Санкт-Петербурга;
Спикеры рассказали о проблеме копирования известных брендов, которая давно стала реальностью для российских компаний, и о возможностях разрешения конфликтов, возникающих на почве нарушения авторских прав на товарный знак. Также выступающие осветили несовершенства российского законодательства, которые способствуют преступлениям против интеллектуальной собственности, и подробно рассмотрели конкретные примеры этих нарушений. В центре обсуждения оказались конфликт ГК «АВТОМИР» и ООО «Автомир», нелегально использующим бренд в Санкт-Петербурге, а также специфика борьбы ФК «ЗЕНИТ» с контрафактом клубной атрибутики на московском и петербургском рынках.
Клонирование торговых марок встречается сегодня среди самых широких категорий товаров и услуг, и многие из них совсем далеки от аудио- и видео-пиратства, о котором так наслышан российский потребитель. Незаконное копирование не только подрывает репутацию известной торговой марки и ведёт к упущенной прибыли: потребители, ориентированные на высокое качество обслуживания, вводятся в заблуждение при встрече с низким уровнем сервисных услуг и некачественными товарами лже-бренда.
ГК «АВТОМИР». Борьба с копиями.
Уже за первые пять лет развития ГК «АВТОМИР» бренд достиг высокой узнаваемости: автомобили с фирменной наклейкой на заднем стекле встречались в любом городе России. Поэтому компания рано столкнулась с подделками: на сегодняшний день насчитывается около 220 «Автомиров», разбросанных по всей стране. Формальные процедуры (обращение в суд, ФАС и т.д.) затратны и долговременны, поэтому ГК «АВТОМИР» фокусируется только на тех регионах, где компания планирует развиваться. Кроме того, «АВТОМИР» всегда начинает процесс с переговоров, которые в большинстве случаев завершаются успешно. Владимир Петров: «Мы не делаем резких шагов и оставляем путь для добровольного переименования. Заключаем соглашение, которое оставляет лже-бренду время для смены названия - чтобы не наносить ущерб его бизнесу. Надо отметить, что среди этих компаний есть и те, кто не копировал нас сознательно, а взял название, лежащее на поверхности».
ГК «АВТОМИР» и ООО «Автомир» (СпБ). Показательный конфликт.
Самым серьёзным конфликтом, к настоящему моменту окончательно не решённым, стала конфронтация с ООО «Автомир» из Санкт-Петербурга. Конфликт разгорелся в начале 2005 года, когда ГК «Автомир» вышла на петербургский рынок. На тот момент ООО «Автомир» уже несколько лет работал в Петербурге, однако зарегистрированных прав на использование торгового знака у компании не было. Подробную историю и детали конфликта смотрите в файле «Автомир. История конфликта»! Переговоры ни к чему не привели, и московский «АВТОМИР» обратился в ФАС. В октябре 2005 ФАС признала действия ООО «Автомир» недобросовестной конкуренцией, а в мае 2008 оштрафовала на 25 млн.528 тыс.рублей в пользу государства. Однако лже-Автомир подал апелляцию в суд и продолжает работать под торговой маркой, которая принадлежит московской компании.
По оценкам Владимира Петрова, «АВТОМИР» ежегодно теряет около 50% прибыли благодаря деятельности петербургского дилера. К настоящему моменту ООО «Автомир» добился максимального визуального сходства с московским «АВТОМИРом» - в оформлении торговой марки и рекламных макетов в СМИ. Но больше всего от нелегального копирования страдает имидж компании. Денис Сермягин: «Поскольку ООО «Автомир» раньше появился в Санкт-Петербурге, все недовольные потребители успели поделиться со своими знакомыми, на форумах в Интернете и т д. Вследствие этого царит такая путаница между двумя Автомирами в сети и в СМИ, что потенциальным клиентам легче не идти в наши салоны вовсе». Также спикеры отметили, что лже-бренды не носят статус официального дилера и не могут за свои деньги поддержать гарантийные обязательства на купленный у них автомобиль. Так и возникает множество отзывов недовольных потребителей. Кроме того, как сообщил Владимир Петров, «ООО «Автомир», как и другие лже-бренды, не может вкладывать достаточно средств в развитие персонала, что влечёт за собой некачественный сервис и имидж недобросовестного работодателя, который незаслуженно распространяется в сознании потребителей и на ГК «АВТОМИР».
«ЗЕНИТ» против контрафакта
«Зенит» сегодня - не только всенародно любимая команда, но и один из самых популярных российских брендов. Поэтому клубу особенно важно, чтобы под его маркой выпускалась качественная продукция. Больше всего подделок наблюдается в фирменной атрибутике (сувенирные товары, полиграфия, спортивная одежда и т д). По словам Дмитрия Попова, основными нарушителями сегодня являются индивидуальные предприниматели, однако благодаря переговорам они переходят на сторону клуба и начинают продавать лицензионную атрибутику. «Зенит» активно борется с контрафактом и достигает успехов. Если ещё 2 года назад размеры контрафактной торговли были сопоставимы с объёмом официальных продаж, то сегодня «пиратам» практически не остаётся простора для деятельности: фирменная сеть «Зенита» насчитывает уже 100 магазинов по всему городу. По словам Дмитрия Попова, «у нас нет задачи наказать, - у нас есть задача привлечь на свою сторону». Если переговоры с нелегальными поставщиками не удаются, клуб обращается в правоохранительные органы. Сначала для милиции этот опыт был непривычным, однако уже после первого заседания Арбитражного суда все решения стали выноситься в пользу клуба. Но появилась другая проблема: некоторые пираты используют не название клуба, а только цвета ЗЕНИТА (голубой и белый), которые однозначно ассоциируются с клубом, а также известный лозунг – «Вперёд за Питер!», который скандируют на стадионах болельщики.
ГК АВТОМИР - крупнейший российский холдинг по объёмам продаж автомобилей. Группа компаний «АВТОМИР» начала свою деятельность в 1993 году. На сегодняшний день в ее активе 30 действующих автосалонов, - в Москве, Санкт-Петербурге и ещё в 10 регионах. В Петербурге расположено 2 дилерских центра ГК «АВТОМИР» – на Дунайском проспекте и проспекте Науки. Компания является официальным дилером 24 брендов, из них в Санкт-Петербурге представлены Mitsubishi, Daewoo, Kia, Hyundai, Suzuki, Chery, LADA и Lifan. В 2007 году «АВТОМИР» продал более 81 тыс. автомобилей; оборот компании составил $1,8 млрд. Доверие клиентов к бренду подтверждено самыми престижными наградами, такими как «Бренд года/EFFIE 2006-2007», «Лучший дилер 2007 года», «Самый клиентоориентированный дилер 2007 года».