Национальный обувной союз проанализировал данные регулярного исследования TGI-Russia исследовательской компании «КОМКОН», что позволило сделать выводы об изменениях и тенденциях на обувном рынке страны. В 2007 году рынок продолжил свой рост, однако, темпы прироста сократились. На этом фоне отмечается смещение покупательских предпочтений от нецивилизованных мест покупок обуви –вещевых рынков – к фирменным магазинам.
Исследование коснулось рынка исключительно кожаной обуви и прошло в городах с населением от 100 тысяч человек. Полученные данные позволяют говорить о том, что по сравнению с 2005 годом рынок кожаной обуви вырос на 24,7% и составил 129 942 000 пар. Причем наибольший рост наблюдался в сегменте женской обуви. Согласно опросу, в 2007г. россиянки купили на 16 260 000 пар больше, чем в 2005г. Однако нельзя не отметить сокращение темпов роста. Если в 2005г. рынок вырос на 34,7%, то в 2007г. лишь на 24,7%.
На фоне замедления роста отмечается смещение покупательских предпочтений от нецивилизованных мест покупок обуви – вещевых рынков – к фирменным магазинам. Если в 2005г. на вещевых рынках и в «других местах» обувь покупали 42,8% россиян, то в 2007г. их доля упала до 35,6%. Стоит отметить, что доля рынков и «других мест» неуклонно сокращается с 2002 года, когда на эти места приходилось 69,3% продаж. На этом фоне доля фирменных и специализированных обувных магазинов в 2007 году увеличилась с 27,6% до 37,8%. Для сравнения, в 2002г. их доля составляла 22,7%.
«Обувной рынок впервые показал отрицательную динамику темпов роста, а наш Союз проводит подобные исследования с 2002 года, - отмечает Наталья Демидова, генеральный директор Национального обувного Союза. – Думаю, это в первую очередь говорит о приближении рынка к стадии насыщения. Тот факт, что потребители все больше и больше совершают покупки в специализированных обувных магазинах, свидетельствует о значительной степени зрелости и цивилизованности рынка и возросшим за последние годы общим уровнем благосостояния населения. Все больше россиян могут позволить себе качественную и модную обувь – а это скорее хорошая новость.
«Исходя из результатов исследования лично для меня очевидно, что на рынке происходит расстановка новых акцентов, - говорит Сергей Саркисов, вице-президент Корпорации «Эконика», курирующий обувное направление (сеть обувных каскетов «ЭКОНИКА»). – Раньше подавляющее большинство россиян покупали обувь на рынках, причем из-за ее низкого качества еще и очень часто. Во многом за счет этого рынок так быстро рос. Теперь потребители отдают предпочтение в первую очередь качеству и удобству обуви, следят за модой. Поэтому они все чаще ходят именно в фирменные магазины. Понятно, что теперь рынок будет расти медленнее, чем раньше, но зато уже за счет фирменных и специализированных магазинов. Это не может не радовать».
«Уход россиян с рынков предсказуем, - говорит Аскар Сыздыков, генеральный директор ТД Fariti. – Очевидно, что качество обуви, предлагаемой на вещевых рынках, значительно ниже, чем в магазинах. Поэтому лично у меня не вызывает удивления тот факт, что с ростом семейного бюджета все больше покупателей стали обращать внимание на фирменные магазины обуви».