Рынок помещений для организации выставок и конференций на сегодняшний день является одним из перспективных и быстро развивающихся в России. Заметен рост спроса на помещения для проведения выставок и конференций, а так же непосредственно на услуги организаторов подобных бизнес- мероприятий.
На рынок аренды помещений для выставок и конференций влияют:
• Рынок коммерческой недвижимости – цена офисных площадей в Москве составляет от $4500 до $10400 за кв. м.
• Рынок гостиничных услуг - общий объем гостиничного рынка в России оценивается в $1,7 – 2 млрд., темпы роста оцениваются на уровне от 10 до 25% в год. На конец I полугодия 2007 года в Москве насчитывалось порядка 216 гостиниц совокупным номерным фондом около 35350 номеров. Согласно генеральной схеме размещения гостиниц в Москве, до 2010 года планируется последовательно наращивать гостиничный фонд, и к указанному сроку в Москве должно появиться 240 гостиниц на 200 тысяч мест.
• Рынок бизнес-мероприятий - В настоящее время его объем оценивается в 75-100 млн. евро.
• Рынок кейтеринга - потенциальная емкость рынка составляет примерно $10 млрд. На сегодняшний день объем российского рынка кейтеринга составляет более $ 250 млн. К 2010 год этот показатель может достичь порядка $260-280 млн. Наибольшую долю российского рынка кейтеринга занимает московский рынок.
• Рынок делового туризма - за первые 9 месяцев 2007 год в Россию с целью делового туризма въехало 2 363 829 человек, в тоже время из России выехало 1 586 867 россиян. С учетом того, что темпы роста бизнес туризма составляют 25-30% в год следует, что в 2007 году объем Рынка может достичь отметки в $1 200 млрд.
Объем рынка помещений для проведения конференций в натуральном выражении оценивается в размере 679 конференц-залов. В России оборот рынка бизнес-конференций в настоящее время составляет около 20 млн. $ в год. В Москве проводится около 40-50% конференций России, таким образом, объем рынка конференций Москвы можно оценить в $8-10 млн. в год.
Общая площадь закрытых выставочных павильонов в России в 2006 году составляла около 500 тыс. кв. м. К 2009 году площадь столичных выставочных площадей должна вырасти до 575 тыс. кв.м. В Москве к 2012 году количество имеющихся площадей должно удвоиться. Оборот выставочно-ярмарочного бизнеса в России составил в 2006 году приблизительно $350-370 млн. при 10% роста по отношению к предыдущему году. С учетом прогнозируемых темпов роста на 2007г. в районе 9-10%, оборот выставочно-ярмарочного бизнеса в России составит примерно $385-410 млн.
В ходе проведенного анализа становится ясно, что основными игроками являются:
- «Экспоцентр» (выставочная площадь – 135 тыс. м2)
- ВВЦ (выставочная площадь – 170 тыс. м2)
- МВЦ «Крокус Экспо» (выставочная площадь – 150 тыс. м2)