В декабре 2005 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group провело исследование российского рынка информационных технологий.
Информационные технологии формируют конкурентные преимущества страны, создавая новые услуги и продукты, поэтому развитие этого рынка является приоритетной задачей любого государства, в том числе и России. Так, в 2004 году в сферу отечественных информационно-коммуникационных технологий было направлено $4,4 млрд российских и $1,4 млрд иностранных инвестиций. В результате уже в первом полугодии 2005 года по предварительным оценкам темпы роста рынка составили порядка 30 %, и ожидается, что общий объем рынка к концу года составит – $ 7 млрд. По оценке специалистов DISCOVERY Research Group эта цифра отражает емкость рынка в 2004 г. В текущем году она будет больше и составит примерно $ 8,5-9 млрд потому как суммарные расходы российских компаний на ИТ только на начало 2004 г., по данным государственной статистики, оценивались в 212 млрд. руб. С учетом темпов роста рынка на начало 2005 г. расходы компаний можно было прогнозировать на уровне 260 млрд. руб. $ 7 млрд.
Прогнозируется, что к 2007 году - $10,31 млрд, а к 2010 – $30 млрд-$40 млрд, что позволит России войти в число мировых лидеров этого рынка. Существуют и очень оптимистичные оценки, согласно которым уже в 2005 году объем рынка достигнет $12 млрд. Правда, в эту оценку включен рынок мобильных телефонов и некоторых других устройств, которые и добавляют несколько миллиардов долларов.
Выйти на мировой рынок программного и аппаратного обеспечения России будет крайне сложно, поскольку там твердо обосновались такие лидеры рынка, как IBM, Oracle, SAP и Microsoft, системы управления которых использует большинство компаний по всему миру. Это, кстати, послужило причиной низкой доли выручки ИТ-компаний от услуг по поддержке ПО и обучения специалистов. А вот такие услуги как дистрибуция и аутсоринг становятся все более популярными.
Основными участниками отечественного рынка являются компании НКК, IBS, R-Style, ЛАНИТ, ТехноСерв А/С и Verysell, выручка каждой из которых превышает 10 млрд рублей. Около четверти дохода компании заработали, участвуя в государственных проектах, что с одной стороны, свидетельствует о растущей заинтересованности государства данным сектором и потребности в нем, с другой, ставит под сомнение его существование в случае отказа государства от финансирования. По мнению директора по исследованиям DISCOVERY Research Group Александра Болтавина, на сегодняшний день этот момент меньше всего волнует российских участников рынка. Наоборот, они более тщательно стали изучать рыночные запросы, искать новые ниши, создавать массовые продукты и разрабатывать решения под индивидуальные задачи клиента.