28 февраля 2007 года в Музее ART4.RU открывается выставка Бориса Турецкого – одного из самых своеобычных, неразгаданных художников-шестидесятников. Мы собрали около семисот его работ – малоизвестная, совершенно ни на что похожая графика 50-60-х годов.
Сам Турецкий, говоря о себе в третьем лице, характеризует «Хроники черного» так: «Казалось, что абстракция естественная цепь всех живописных поисков, что её язык и есть подлинный язык живописи... Борис Турецкий оказался среди тех, кто первым стал пробовать подбирать слова этого нового языка. Сохранилась большая серия графических работ, выполненных чёрной тушью. Испытание временем (им около 30-ти лет) не нарушило их свежести. Эти простые по композиции чёрно-белые листы представляются как бы первым вздохом живописи почти без слов. Но это только начало речи. Они остаются в памяти, в ощущении - нечто вроде запаха, который точно ведь не имеет "содержания".
Кажется, что Турецкий разбегается по реализму, набирает скорость и со всего росту ныряет в абстракцию; все это происходит на глазах у зрителя, в течение, скажем, сорока рисунков на один и тот же сюжет. Турецкий ученый, математик от искусства: вариаций, трактовок, различных техник на протяжении нескольких сотен работ перепробовано столько, что кажется, будто человек методично выводит какую-то универсальную формулу, перебирает все способы доказать какую-то теорему. Святая и абсолютная одержимость идеей; так ученые, когда больше не хватает места на доске, исписывают всю стену, пока не найдут решения; однако проклятие Турецкого заключалось, по-видимому, в том, что задача, поставленная ему искусством, имела бесконечное число решений, и значит – ни одного единственно верного.
Выставка Турецкого в ART4.RU – настоящие хроники боевых действий между художником и фигуративностью; форму вскрывают, препарируют, выворачивают наизнанку, представляют разъятой на составляющие, повторяют до полного обессмысливания. Борьба эта не на жизнь, а на смерть, она зрелищна, масштабна, и никого не оставляет безучастным ; судить, кто победил, остается только зрителю.
Для справки
Музей актуального искусства ART4.RU – масштабная инициатива коллекционера Игоря Маркина; 600 метров выставочного пространства –работы Ильи Кабакова, Тимура Новикова, Олега Кулика, Владимира Вейсберга, «Синих носов», неисчислимого множества современных художников, от международно признанных до едва дебютировавших; прогрессивный музей, без унылого академизма и ханжества, каталоги с веселым матерком, креативный штат с весьма широкими взглядами на искусство. Цель музея – популяризировать русское актуальное искусство, привлечь к нему внимание самой широкой аудитории – и сделаться со временем местом, без которого не обходится ни один путеводитель по городу, вроде музея Гугенхайма в Нью-Йорке или Помпиду в Париже.