В октябре 2007 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка бытовой техники в России.
Российский рынок бытовой техники считается сегодня одним из самых перспективных в Европе.
По оценкам экспертов DISCOVERY Research Group, объем российского рынка бытовой техники в 2006 году достиг $5,68 млрд. По данным РАТЭК, объем рынка бытовой техники в 2006 г. составил $5,8 млрд.
В среднем каждая российская семья потратила в 2006 году на бытовую технику около $133. К 2007 г почти 9 из 10 семей купят в течение года хотя бы одну единицу бытовой техники.
Несмотря на то, что в последние годы динамика роста замедляется, показатели остаются достаточно высокими. Темпы прироста рынка бытовой техники в России составили в 2005 г. – 25%, а в 2006 г. – 17%. По прогнозам, темп прироста рынка в 2007 году будет около 15%. К 2010 году по прогнозам темпы прироста снизятся до 10%.
За последние 10 лет рынок в значительной степени сформировался и четко структурировался. По темпам роста он занимает первое место на рынке товаров народного потребления, даже несмотря на некоторое замедление, а по объемам продаж – второе место после рынка продуктов питания.
Среди основных факторов роста рынка можно отметить увеличение реальных доходов населения. Нехватка квалифицированного персонала и дефицит торговых площадей негативно влияют на развитие рынка бытовой техники в России. В сложившейся на рынке ситуации крупные розничные сети могут устанавливать производителям свои условия.
Важной тенденцией развития рынка бытовой техники в России является размещение производств крупных иностранных компаний-производителей бытовой техники на территории России. Также можно наблюдать развитие клиентоориентированной торговли. В программы развития крупных розничных сетей входят создание собственных торговых марок (private label) и развитие в регионах.
Самым крупным сегментом рынка является сегмент крупногабаритной бытовой техники, к которой в первую очередь относят стиральные машины, холодильники, морозильники, кухонные плиты и панели, микроволновые печи. Объем сегмента крупной бытовой техники оценивается в $3,8 млрд.
К сегменту мелкой бытовой техники относят чайники, пылесосы, утюги и посудомоечные машины. Объем этого сегмента оценивается в $2 млрд.
Эксперты отмечают, что большая часть продаваемой в России бытовой техники иностранного производства. По официальным данным в 2006 году общий объём импорта бытовой техники равнялся $3,6 млрд., что составило около 63% от всего рынка бытовой техники в России. Но наблюдается тенденция к сокращению доли импорта за счет производства техники иностранными компаниями на территории России.
По итогам 2006 года по данным РАТЭК 48% продаж от общего оборота отечественного рынка приходится на четыре сети: «Эльдорадо» (23%), «М.Видео» (10%), «Техносила» (8%) и «Мир» (7%). Около 25 % рыка приходится на региональные торговые сети. Оставшаяся часть распределяется между другими форматами торговли.
По состоянию на сентябрь 2007 года доля «Эльдорадо» составила 25% рынка бытовой техники и электроники в России, «М.Видео» - 11%, «Техносила» - 8%, «Мир» - 6%.