Сегодня никого не удивит человек, читающий новости, выбирающий товары в интернет-магазине, бронирующий гостиницу со смартфона или планшетного компьютера. Мобильные устройства с возможностью выхода в Интернет уже давно стали постоянным спутником современных россиян. Инфографику результатов исследования компании Ipsos, иллюстрирующую тенденции использования мобильных устройств в Интернете, предоставил Google Mobile Ads Marketing. Результаты исследования и их применимость к российским реалиям прокомментировал Марат Абасалиев, генеральный директор процессингового центра PayOnline.
В конце августа Google опубликовал инфографику, иллюстрирующую тенденции использования различных цифровых устройств в Интернете, в частности, для совершения покупок онлайн. Публикация Google основывается на данных исследования, проведенного компанией Ipsos. Отдельное внимание в данном исследовании было уделено совместному использованию нескольких экранных цифровых устройств при совершении различных действий онлайн.
Сегодня более 90% информации среднестатистический пользователь получает с экрана того или иного устройства. Остальные 10% информации приходятся на газеты, журналы, радио. В опубликованной инфографике специалисты Google приводят данные, касающиеся только экранных устройств (смартфоны, планшеты, компьютеры, ноутбуки, нетбуки, телевизоры). В исследовании приняли участие более 1000 жителей США, но основные тенденции применимы для всех регионов мира с высоким проникновением широкополосного и мобильного Интернета, в том числе – для жителей крупных и средних городов России.
Сегодня люди используют в течение дня одновременно несколько мультимедийных устройств, и все чаще – несколько устройств вместе. Такое совместное использование в исследовании разделено на два основных типа – параллельное и последовательное. Пример параллельного использования – человек смотрит телевизор и параллельно ищет необходимую ему информацию в Интернете с планшета, смартфона или ноутбука. Так сегодня смотрят телевизор уже 77% зрителей. 49% зрителей при этом используют смартфон, а 34% - ноутбук или ПК. Специалисты Google отмечают, что часто поиск информации в Интернете спровоцирован информацией, передаваемой по телевизору.
В последовательном использовании нескольких устройств пользователь начинает решать определенную задачу в Интернете на одном устройстве, а продолжает - на другом. Самым популярным устройством первого шага в разнообразных онлайн активностях является смартфон. Например, 65% пользователей начинают шоппинг в Интернете со смартфона, а продолжают его уже на персональном компьютере или ноутбуке. Практически идентичная ситуация наблюдается и в бронировании туристических услуг онлайн - 47% пользователей начинают поиск информации со смартфона, а оформление заказа осуществляют уже на ПК 45%.
Также в этом исследовании специалисты Ipsos уделили значительное внимание поведенческим особенностям, новым привычкам пользователей различных устройств и характеру использования тех или иных устройств в «мультиэкранном мире».
Для участников российского рынка электронной коммерции будет особенно интересна часть отчета, касающаяся поведения покупателей, использующих мобильные устройства, в частности – соотношения используемых устройств и процента совершенных с них спонтанных покупок. В соответствии с результатами проведенного исследования, со смартфонов совершается лишь 19% запланированных покупок, тогда как 81% покупок с этого вида устройств являются спонтанными. Кроме того, почти половина покупок со смартфонов совершается пользователями «на ходу» - 41% покупок совершается вне дома.
Инфографику, опубликованную Google Mobile Ads Marketing ,и ее применимость к реалиям российского рынка электронной коммерции прокомментировал генеральный директор процессингового центра PayOnline, Марат Абасалиев:
«В исследовании, которое провели специалисты Ipsos, приведены статистические данные использования Интернета с различных устройств жителями США. Россия, в отличие от США, не может быть представлена статистически как цельная аудитория пользователей Интернета со схожими характеристиками. Это связано, в первую очередь, с различным уровнем доступа к сети Интернет в разных регионах страны. Сегодня только в крупных и средних городах вовлеченность пользователей в электронную коммерцию приближается к уровню американских и европейских онлайн покупателей. Благодаря пользователям Интернета, постоянно совершающим покупки онлайн, уже в 2010 году Россия опередила Италию по доле интернет продаж в общем объеме розничной торговли.
Технологии, зарождающиеся в Северной Америке и Западной Европе, быстро становятся популярными среди «продвинутой» аудитории пользователей Интернета в России. Компаниям, работающим в сфере электронной коммерции, необходимо следить за новостями и внимательно прислушиваться к мнениям западных экспертов, чтобы не отстать от общей динамики развития рынка. В частности, результаты исследования, опубликованные Google, - это прямое руководство к действию для компаний, ведущих бизнес в Интернете и ориентирующихся на активную, следующую современным тенденциям аудиторию.
Тот факт, что в России люди все активнее пользуются смартфонами и планшетами, ни для кого не является секретом. Только за 2011 год в России было продано более 7,5 млн. смартфонов и почти 1,5 млн. планшетных компьютеров. И рост продаж по сравнению с 2010 годом для «умных телефонов» составил 75%, а для планшетов – нереальные, на первый взгляд, 550%. Эксперты предрекают постоянный рост рынка мобильных устройств в обозримом будущем, но такой взрывной характер он будет иметь до 2014-2015 гг.
Большинство пользователей после покупки новых цифровых устройств начинают их активно использовать, искать информацию в Интернете, взаимодействовать с другими пользователями и компаниями с помощью мобильных приложений. Сложно представить себе более активную и быстро растущую аудиторию. А если ориентироваться на опыт рынка мобильной электронной коммерции, аудитория пользователей мобильных устройств очень интересна в коммерческом плане. В исследовании, опубликованном Google, акцент сделан на склонности пользователей мобильных устройств к спонтанным покупкам. Также нельзя забывать о таких достоинствах m-commerce (мобильной коммерции), как повсеместный доступ в Интернет, отсутствие аппаратных и географических ограничений, возможность локализации и персонализации пользователя. Данные m-commerce по США за 2011 год также внушают оптимизм – 18% трафика интернет-магазинов и 14% продаж генерируется с мобильных устройств. Данные показатели в 3 раза превысили те же данные за 2010 год.
Часть российских компаний уловила тенденцию к «мобилизации» электронной коммерции еще в 2010 – 2011 годах. К началу 2012 года мы реализовали возможность удобного приема оплат из мобильных приложений с различных устройств для нескольких известных российских компаний: KupiBonus.Ru, «ЛитРес», IdealPrice. Об интеграции платежного решения в приложение «ЛитРес» для Android мы рассказывали в этом году на Хабре (http://habrahabr.ru/company/payonline/blog/143876/).
Сегодня уже нельзя представить себе полноценную деятельность в электронной коммерции без использования возможностей мобильных устройств. Безусловно, существуют определенные неудобства, вроде низкой скорости мобильного интернета на большей части территории страны или небольшие размеры экранов популярных моделей смартфонов, затрудняющие работу с большими объемами информации. Но любую проблему можно решить, и наша задача – найти оптимальное решение, сочетающее удовлетворение потребностей пользователей мобильных устройств и интересов участников рынка электронной коммерции. Начиная бизнес в Интернете, сегодня нужно работать сразу в двух направлениях – e-commerce и m-commerce. А компаниям, успешно работающим в формате интернет-магазина, я советую уделить внимание созданию удобного и понятного мобильного приложения или, по меньшей мере, оптимизации сайта под самые популярные мобильные устройства. Мы же, как сервис-провайдер услуг интернет-эквайринга, постоянно работаем над тем, чтобы сделать процесс совершения покупок в Интернете максимально простым, безопасным и удобным. Совместные усилия участников Рунета по созданию дружелюбной русскоязычной среды m-commerce позволят интернет-магазинам увеличить обороты и приобрести новых клиентов, а пользователям - получить удобный инструмент совершения покупок в любое время без географических ограничений».