«Военкомат расклеивает листовки с персональными данными призывников» — комментарий ведущего юриста ООО «ИнфоТехноПроект» Дениса Ченцова.
Данная новость — очередной случай не совсем верной трактовки государственными органами законов, пересекающихся с их основной деятельностью.
Итак, военные комиссариаты в пределах своей компетенции и для осуществления определенных законами функций вправе осуществлять обработку персональных данных призывников. Обработка персональных данных должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — «152-ФЗ»). Статья 5 152-ФЗ определяет принципы обработки персональных данных субъектов, среди которых — обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе«, который приведен в части 1 статьи 5 152-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — «53-ФЗ») исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица. Одним из таких органов, в соответствии с пунктом 7 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719, являются военные комиссариаты.
Действия по розыску граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов, при наличии законных оснований, осуществляются в соответствии с частью 3 статьи 4 53-ФЗ. Однако стоит отметить, что данные действия отнесены к компетенции органов внутренних дел.
Исходя из первоначальных данных об отсутствии факта уклонения, розыск призывников осуществляться не может. Также следует отметить, что в случае, если военный комиссариат осуществил расклейку объявлений, то он произвел действия, которые в соответствии с 53-ФЗ возложены и должны осуществляться МВД России.
Таким образом, в действиях военных комиссариатов прослеживается нарушение принципов обработки персональных данных, которые определены в статье 5 152-ФЗ.
За данное нарушение законодательства на военный комиссариат может быть наложено административное взыскание в соответствии со статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, по которому сумма взыскания, накладываемого на должностных лиц, составляет от 500 до 1000 рублей.
Также хотелось бы отметить, что гражданам стоит почаще обращать внимание правоохранительных органов, а также Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, являющейся уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных на данные правонарушения.