12.07.2012 13:09
Новости.
Просмотров всего: 3112; сегодня: 1.

Популярна ли в России коммерческая ипотека?

Коммерческой ипотекой или бизнес-ипотекой называется ипотечный кредит, который выдается на покупку объектов коммерческой недвижимости – офисов, складов, производственных или торговых помещений. Сегодня этот сегмент отечественного кредитования развит довольно слабо – виноват здесь и кризис, и некоторые российские особенности ведения бизнеса. Тем не менее, если судить по опыту западных стран, приобретение коммерческих объектов с помощью ипотеки может оказаться достаточно выгодным. Об особенностях бизнес-ипотеки рассказывают специалисты ГК «МИЦ».

На сегодняшний день основными заемщиками по коммерческой ипотеке являются представители малого и среднего бизнеса. При этом стоимость покупаемой ими недвижимости, как правило, варьируется от $700 тыс. до $10 млн. Однако в некоторых случаях бизнес-ипотекой пользуются и физические лица (руководители или владельцы компаний).

В качестве залога по бизнес-ипотеке чаще всего выступает сама покупаемая коммерческая недвижимость. Серьезным отличием коммерческой ипотеки от жилищной является срок ее погашения – он значительно меньше: 5-7 лет, в редких случаях – до 10 лет. Процентные ставки весьма высоки – от 12 до 20%. При этом размер первоначального взноса составляет 35-40%.

Что касается юридической стороны вопроса, то она во многом определяется требованиями кредитующего банка. Так,один банк примет в качестве залога определенный объект коммерческой недвижимости, а другой сочтет его слишком рискованным, неликвидным и откажет в выдаче кредита.

По словам Константина Шибецкого, руководителя отдела ипотечного кредитования ГК «МИЦ», на сегодняшний день коммерческая ипотека в России развита очень слабо. «Компании, как правило, предпочитают не приобретать, а брать помещения в аренду. Исключения могут составить лишь те ситуации, когда компании важно получить в собственность какой-то определенный, знаковый объект. Но это, конечно, единичные случаи», - говорит специалист.

Основных причин, по которым бизнес-ипотека не пользуется популярностью в России, несколько. Во-первых, несовершенство законодательной базы, касающейся вопросов коммерческой ипотеки. Во-вторых, использование банками реальной рыночной стоимости объектов недвижимости, которая может сильно разниться с балансовой, что устраивает далеко не всех продавцов коммерческих объектов. И, наконец, особую трудность для банка представляет оценка платежеспособности компании-заемщика. «Оценка бизнеса – вообще дело довольно трудное, для этого у банка должны быть специалисты соответствующей квалификации, - говорит Константин Шибецкий. – Но основная трудность заключается даже не в этом. Чтобы банк смог оценить бизнес, компания должна дать ему доступ к своей финансовой информации. Не все компании готовы на такой шаг».

Существует три основных способа оформления коммерческой ипотеки. Первый предполагает заключение договора купли-продажи, согласно которому продавец получает гарантию банка и часть средств от покупателя. После того, как право собственности на нового покупателя и договор залога зарегистрированы, производится выдача кредита и осуществляется окончательный расчет.

Во втором случае заключается предварительный договор, по которому покупатель передает продавцу часть собственных средств, а банк дает обязательство в случае регистрации залога выплатить продавцу недостающие средства. После того, как право собственности зарегистрировано, покупателю передается право собственности по договору купли-продажи, а продавцу выплачивается вся сумма.

Третий способ, который называется «выкуп юрлица», предполагает оформление объекта недвижимости на юрлицо – специально созданную организацию. Постепенно заемщик выплачивает кредит, тем самым выкупая акции данной компании.

Какие перспективы есть сегодня у коммерческой ипотеки в России? По мнению экспертов, при том бизнес-климате, который существует в нашей стране сейчас, коммерческая ипотека вряд ли пойдет в рост в ближайшие несколько лет. Впрочем, нельзя исключать и какие-то положительные перемены, правда, они произойдут не раньше, чем изменится сама экономическая ситуация.


Ньюсмейкер: Группа компаний МИЦ — 1539 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Впервые государственное звание «Мать-героиня» получили мамы-москвички
22.11.2024 16:39 Новости
Впервые государственное звание «Мать-героиня» получили мамы-москвички
В преддверии Дня матери в Москве состоялось вручение государственных наград Российской Федерации столичным многодетным семьям. На торжественной церемонии лауреатов отметила Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. «Москва — это тот город...
История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...