По данным компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость», на сегодня порядка 5% в структуре спроса на офисные помещения приходится на арендаторов, представляющих компании так называемой «креативной индустрии».
В общем виде под понятие креативная индустрия попадают следующие сферы деятельности: кино- и видео производство, музыка и продюсирование музыкальных проектов, галерейный и выставочный бизнес, создание компьютерного софта, архитектурные и дизайнерские бюро, реклама, маркетинговые коммуникации, fashion-индустрия, туризм и др.
По некоторым оценкам последние годы доля креативного класса в структуре занятости постоянно растет, в Москве почти каждый третий работающий – представитель творческой профессии. В абсолютном значении эта цифра приближается к 2 млн человек.
«Применительно к рынку офисной недвижимости, этот арендатор формирует совершенно новые требования к организации рабочего пространства, планировкам зданий, однородности бизнес-окружения, расходам по статье арендные платежи и прочее. В то же время объем более-менее адекватного предложения составляет 3-4% в общей совокупности офисного сегмента», – говорит Елена Мишина, директор по развитию «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость».
Место работы должно соответствовать стилю жизни, который ведут эти люди. Предполагать свободу и скорость перемещения человека и информации. А потому, предъявляют высокие требования к технологичности офиса. Важен визуальный облик здания и его внутренних зон. Наличие публичных мест разного типа: общие переговорные зоны, кафе, арт-резиденции.
Все это требует определенной гибкости в политике собственника БЦ, в частности, он должен быть готов предоставить арендаторам свободный график работы, в том числе и в ночное время, возможность создания независимых рабочих мест, возможность трансформировать пространство под решение определенных задач творческого коллектива. Часто творческие объединения создаются под конкретный проект, имеющий временные ограничения, а потому собственники помещений должны предлагать более короткие сроки договоров аренды.
Брокерская практика позволяет констатировать, что сложившийся уровень арендных ставок в Москве для представителей креативного класса оказывается неподъемным. Действительно, если даже не касаться премиальных БЦ, средние, базовые ставки (не включая НДС и операционные расходы) на офисы класса «В» внутри Садового кольца находятся на уровне $600-650 за кв.м./год, за его пределами - $400 - 500 за кв.м./год. Род деятельности творческих коллективов зачастую предполагает наличие шоу-румов, салонов-продаж с окнами-витринами, т.е. своеобразный микс офисной и торговой недвижимости, а потому арендные ставки могут быть еще выше, приближаясь к торговому сегменту.
«Полагаю, что потенциал возникновения адекватного предложения можно искать в редевелопменте существующих промышленных зон. В частности, только на участках между третьим и четвертый транспортными кольцами может быть освобождено порядка 7 га земли, где уже сегодня до 90% предприятий не действует, и площади хаотично сдаются под офисы. В то же время, если срок окупаемости нового проекта составляет 10 лет, то офисный проект после редевелопмента может выходить на показатель 5 лет, а, следовательно, предложить более низкие ставки своим будущим арендаторам», – считает Елена Мишина.