Депутаты предлагают отправлять злостных нарушителей ПДД на повторный экзамен. Действенная мера или ещё одна один коррупционный фактор?
Суть предложения заключается в том, чтобы восстановление прав для водителей, попавшихся на одном и том же нарушении дважды, проводилось только через повторную сдачу теоретического экзамена в ГИБДД. Нечто похожее в свое время практиковалось в СССР. С таким предложением выступили в Госдуме депутаты от белгородского Законодательного Собрания.
Инспекторы уже 2 года рассматривают возможность введения экзамена при восстановлении прав, но только в тех случаях, если срок лишения был большим. Законодатели пошли дальше – они хотят заставить сдавать повторный экзамен всех, кто дважды нарушил одно и то же правило. То есть в первый раз за выезд на встречную полосу просто лишат прав и вернут их через 4 месяца, а в следующий раз лишат уже на полгода и отдадут только при условии сдачи экзамена.
Зачем это нужно и решит ли это проблему с ситуацией на российских дорогах? В советское время необходимость повторного экзамена обосновывали тем, что за то время, пока водитель не имеет возможности ездить, он может забыть элементарные правила. А за что и на какие сроки сегодня лишают прав у нас?
1-3 месяца лишения можно схлопотать за безобидные, на первый взгляд, мелочи – например, за неправильно установленные регистрационные знаки или в том случае, если не уступишь дорогу машине спец. служб со включенными световыми и звуковыми сигналами. За нарушение правил проезда железнодорожного переезда можно получить 3-6 месяцев лишения (за повторное – год). За превышение скорости более чем на 60 км в час или выезд на «встречку» – похожие сроки, от 4 месяцев до полугода. А вот лишение на срок до года можно получить уже за более тяжелые нарушения. На год без прав останутся те, кто навесил на свое авто поддельные регистрационные знаки, на полтора – те, кто незаконно установил на машину звуковые и световые спецсигналы, попался за рулём в пьяном виде, отказался от медицинского освидетельствования или оставил место ДТП.
На 1,5-2 года можно лишиться прав за передачу управления водителю в состоянии опьянения. А на максимальный срок – 3 года – прав лишают за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения или повторную передачу руля пьяному приятелю.
Есть и другие правонарушения, которые приводят к лишению водительских прав, но это – наиболее распространенные. Этот список хорошо демонстрирует, что большинство случаев лишения на длительные сроки связаны не с незнанием правил, а с элементарной безалаберностью водителей – в частности, пьянством за рулем (притом неоднократным). Таким образом, повторять правила дорожного движения им, в общем-то, незачем – гораздо актуальнее было бы прослушать курс лекций о вреде пьянства с демонстрацией красочных фотографий с мест крупных ДТП и т.д.
Впрочем, есть аргумент и в пользу депутатского предложения. Правила дорожного движения меняются у нас сегодня довольно часто, не всякий водитель может позволить себе постоянно отслеживать изменения законодательства. Тем более не будет интересоваться изменениями человек, лишенный прав: скорее всего, оставшись без машины, он просто забудет о ней на некоторое время. Так что подтверждать при возврате прав то, что знания за время лишения не исчезли и не ослабли, некоторый смысл есть.
Однако, как уже говорилось выше, вопроса нетрезвых водителей этот экзамен не решит, как не решит он и другую довольно страшную проблему – пьяные ездоки, вообще не имеющие прав. Они являются настоящими рекордсменами по нетрезвому вождению, ведь терять им, в сущности, нечего: если поймают, прав не лишат – ведь их и не было, а административное наказание за данный проступок мало кого пугает: 15 суток ареста. Те, кого уже лишили прав, тоже порой полагают, что все самое неприятное с ними уже случилось и вновь садятся за руль «под градусом», но и для них наказание не слишком серьезное – просто увеличивают срок лишения.
Иными словами, недоработок в дорожном законодательстве у нас ещё очень и очень много, и почему вместо борьбы с пьяными за рулем депутаты больше пекутся об уровне подготовки водителей, пока можно только удивляться. С другой стороны, ситуация такова, что никакие меры лишними не будут. Сдача экзамена – это серьезные затраты по времени, и возможно, именно это заставит нарушителя задуматься. Пугает в данный момент только одно: учитывая высокий уровень коррупции, который сегодня существует в России, повторная сдача экзамена может превратиться в весьма выгодную «кормушку» для инспекторов.