Нетрадиционный подход к объектам стал главной корректировкой в дизайне на протяжении нескольких последних лет. Эта область художественного конструирования активно развивалась, дизайн захватил и отразил ведущие тенденции времени и оказался в авангарде других видов творческой деятельности наших современников. Ключевой концепцией последних трендов объектов дизайна является РАЗРУШЕНИЕ, ХАОС и ИСКАЖЕНИЕ – вызов принятым стереотипам о предметах в интерьере.
КУЛЬТУРА LOL («УМИРАЮ ОТ СМЕХА»)
Увлеченные сумасшедшим ритмом нашей жизни, мы не замечаем, как погружаемся в неопределенность, беспокойство и возмущение. Токсический кризис заглушает наши эмоции, направляет наш взгляд в землю… Люди пытаются вылечить свою меланхолию и стремятся обрести забытое чувство легкости и свободы. «Не хмурься, просто веди себя по-дурацки», – рекомендуют специалисты. Если мы не можем успокоиться, то всегда сможем развлечь себя безумием. Если ХХ век принял коды поп-культуры, то, возможно ХХI станет периодом культуры LOL?
Дыхание капризов, иронии и насмешек заражает все сферы дизайна, стоящего в первых рядах культуры «Умираю от смеха», и избавляет от доминирующего плохого настроения. Для искусства подходит все, что может трансформировать скуку адекватности, от странной красоты до чудовищной уродливости через вычурный китч, уничтожая законы хорошего и плохого вкуса. Красивое и уродливое? Каждый выбирает то, что ему нравится. «Где кто-то видит сумасшествие, мы видим гениальность», – говорил Стив Джобс.
Акроним LOL стал маркером цифровой галактики и поколения Y, молодых людей, рожденных с начала 80-х и до середины 90-х годов. Культура этого поколения – это внутренняя позиция, которая подразумевает отрицание восприятия вещей всерьез. LOL предполагает отношение к миру через смех, веселье и является противовесом людскому чувству бессилия перед гигантской неуправляемой экономической машиной.
Культура LOL, скорее всего, будет существовать до тех пор, пока продолжается кризис и времена неопределенности, и будет создавать абсурд.
МИЛЫЕ УРОДЦЫ
Орда чудаков трясет инертность мира, который сместился со своей оси. Монстры, выращенные из коллективного бессознательного, преследуют современный дизайн. Кресло «Монстр» дизайнера Марселя Уандерса, висящие баннеры «Уродцы искусства» художника Олафа Бренига и дрянные задумки художника по пластику Тео Мерье ставят под сомнение идею нормальности.
Настало время прекратить сходства и банальности в мире, который умудряется быть одновременно аккуратным и беспорядочным. Да здравствует сила воображения! Неожиданные залежи творчества помогают забыть риторику страхов и принуждения. Эстетика решается на нетипичные пространства турбулентности за пределами познания и взрывает негативные мысли, чтобы реконструировать разрушающийся мир.
Эти веселые монстры – наши друзья. Экстраординарность и странности разрушают однообразие ежедневной жизни. Хороший и плохой вкусы – это хиты! Мы должны привыкнуть к этому. Новые поколения, воспитанные на телевизионной и цифровой болтовне, чтут эстетический кодекс абсурда. Компиляция, сопоставление, разрушение, деформация. Сегодняшняя ручная работа взламывает традиции и создает новые. Выделенные линии «Искаженной мебели» Милены Крез скрадывают противоречия между Красивым и Уродливым. Дизайнер Йолан ванн дер Вил удивляет откровением непредсказуемых форм табуреток с деформированными ножками.
Экстремальный ящик любопытного и пещера сокровищ, сегодняшняя большая ярмарка стиля и китча смешивает формы, цвета и легенды в разрушительную взвесь.
Коробка мечты
Не правда ли, сон – лучшее успокоительное для борьбы с тревогами, являющимися неизменными спутниками эры беспокойства? Спасительное
забвение приходит, когда мы успокаиваемся, восстанавливаем дыхание и погружаемся в себя. Полет воображения позволяет вернуть чудо в банальное и обыденное, окружающее нас ежечасно. Внутреннее путешествие становится способом возвращения к себе, не обремененному фальшивой реальностью.
Чтобы придать объектам новую реальность, дизайнеры отказываются от чистой функциональности в пользу повествовательного подхода. Декорация стала машиной мечты, трансформирующей реальность. Все, что нужно сделать, открыть коробку.
В этом смещенном эксцентричном мире, в котором время остановилось, вещи не такие, какими они должны быть. Постановка пространства эхом отражается в разрушаемом мире, сохраняя деликатный баланс между оптимистичной неопределенностью и легкой катастрофой.
Art’keting (искусство + маркетинг)
Art’keting – забавный неологизм, заигрывающий с традиционными кодами и стирающий различия между «изящным искусством» и «искусством декорирования».
Динамичный анализ ставит под сомнение формы и создает новые понятия. Начало XXI века ознаменовалось стиранием границ между искусством, декоративным искусством и дизайном. Искусство ориентирует и диктует стили. Магазины объектов декораций становятся галереями, представляя диваны, столы, стулья и предметы декора, среди которых скульптуры, картины, гобелены и декоративные панели. В смешении цветов и символов искусство ломает стереотипы и выходит за границы медиа. Проникая друг в друга, искусство и декорация возвышаются до статуса «произведений», в то время как ранее были просто элементами декора.
Калифорнийский художник Лари Питтман черпает вдохновение из рекламной иконографии, поп-искусства и традиционных декораций. Он комбинирует большие холсты, сделанные из нескольких панелей, с картинами различных размеров, создавая всевозможные серии. Художник объединяет фигуры и орнаменты с абстрактными формами, создавая сложный беспорядок, насыщенный нагромождением знаков. Этот своеобразный калейдоскоп с напряжением и противоречиями является жизненной аллегорией общества сверхпотребления, в котором избыток символов сопровождается нехваткой смысла.