Вместе с космонавтикой 12 апреля отмечает свой профессиональный праздник авиация. Героическая история русской авиации нашла свое отражение в серии памятных монет из серебра с изображением достояния отечественной авиации: самолетов У-2 и Ту-144. Приветствуя в этот замечательный праздник нашу отечественную авиацию, давайте вспомним об этих легендарных самолетах.
Достижение отечественной авиации первой половины XX века - многоцелевой биплан У-2, один из самых массовых самолётов в мире, создан под руководством Н.Н. Поликарпова в 1928 году. Простой в производстве и обслуживании, надежный самолет У-2 был легким и послушным в управлении, мог совершать взлет и посадку на самых малых аэродромах, даже на неподготовленных площадках. У-2 имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве, связи и других областях: существовали штабные и санитарные, пассажирские, для аэрофотосъёмки, поплавковые и многие другие модификации. В 1932 году был разработан боевой вариант У-2 с комплектом бомб и пулемётом. Во время Великой Отечественной войны самолеты У-2 широко применялись для так называемых «беспокоящих налётов» по ночам на прифронтовые расположения войск противника. Солдаты вермахта называли У-2 «кофемолками» или «швейными машинами» за то, что доставляли им массу хлопот в прифронтовой полосе. По бытующей легенде, именно лётчиц женского авиаполка, воевавших на У-2, прозвали «Ночными ведьмами». Двадцати трем лётчицам этого полка было присвоено звание Герой Советского Союза, двум лётчицам - звание Герой России. В 1943 году число полков, оснащённых У-2, достигло максимума — на фронте действовало до 70 авиаполков ночных бомбардировщиков и разведчиков. Самолётам У-2 и их пилотам посвящены фильмы «Небесный тихоход, «В небе „Ночные ведьмы», «В бой идут одни „старики». В Мытищах легендарному самолёту У-2 поставлен памятник.
Послевоенное достижение отечественной авиации - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 разработан КБ Туполева в 1960-е годы. Самолёт сочетал огромное количество передовых разработок и конструкторских решений. Например, убирающееся на время полёта переднее горизонтальное оперение, что позволяло существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке. Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло (5 июня 1969 года) на высоте 11000 метров. Ту-144 -первый в мире сверхзвуковой авиалайнер, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. Но коммерческая карьера Ту-144 была недолгой. Из-за вынужденно высокой цены на билеты - почти в полтора раза больше обычной, загрузка бортов была низкой, что привело к отказу от эксплуатации на пассажирских линиях Аэрофлота. Непосредственным поводом для прекращения пассажирских полетов послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д. Впоследствии Ту-144Д использовался только для грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском. В общей сложности, Ту-144 совершил 102 рейса под флагом Аэрофлота, из них 55 пассажирских (было перевезено 3194 пассажира). Сейчас самолеты Ту-144 занимают почетное место в музеях авиации мира.
Каждый из нас, независимо от рода деятельности, чувствует свою сопричастность к великим событиям своей страны. Поздравляя отечественную авиацию, банк ВТБ представляет в виде памятных монет лучшие, вошедшие в историю страны, образцы отечественного авиапрома.
Справочно:
Серия – История русской авиации; год выпуска – 2011; номинал памятной монеты – 1 рубль; металл - серебро, проба – 925; вес чистого металла – 7,78 грамм, качество Чеканки – Proof.