24 ноября в Москве прошло очередное заседание Никитского клуба на тему «Очень Большая Москва». В заседании приняли участие ученые, архитекторы, члены правительства Москвы, депутаты Мосгордумы, эксперты и журналисты. Открывая заседание, президент Никитского клуба, академик Сергей Капица сказал, что неожиданное предложение увеличить площадь Москвы в 2 раза ставит очень сложные проблемы перед всей страной.
Ведущий заседание, научный редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов заявил, что гигантски сложную проблему развития Москвы решают в гигантской спешке, решения принимаются быстро и без всякого обсуждения.
Член Общественной палаты, профессор Московского архитектурного института Вячеслав Глазычев рассказал о работе над стратегией развития Москвы, которую ведут специалисты Академии народного хозяйства (АНХ) и Высшей школы экономики (ВШЭ). В составе группы разработчиков около 150 специалистов различных направление от экологов до урбанистов. Глазычев подчеркнул, что не выйдя за рамки очерченного на юго-запад контура, решить проблемы Москвы невозможно. По его словам, при разработке стратегии развития различные специалисты исходят из разных границ Новой Москвы. Экологи, например, рассматривают Москву в рамках Московской области.
Вице-президент Московского отделения Международной академии архитектуры Андрей Чернихов обратил внимание на промышленные зоны столицы, которые по оценкам специалистов составляют около 27 тыс. гектар. Кроме этого, в Москве находятся 50-100 воинских частей, железнодорожные пути, вокзалы, склады и т.д. Между тем, на прирезаемых к Москве 160 тыс. гектарах юго-западного направления не более 12 процентов, или 19 тыс. гектар, можно использовать под застройку. Если присоединить к Москве столь огромные территории, то внутри самого города могут образоваться «сталкерские зоны», посетовал Чернихов. Только территория ЗИЛа составляет около 300 гектар. Андрей Чернихов также обратил внимание на то, что сейчас юго-запад Москвы, в районе МГУ, застроен уже на 80 процентов. Это направление не застраивалось в Советское время, поскольку считалось «легкими» города, через которые в Москву поступает свежий воздух. Чернихов обратил внимание на концепцию транспортного хаба в направлении Домодедово и подчеркнул, что таким образом – через развитие транспортных узлов - развиваются многие города мира.
Ведущий аналитик компании Cushman&Wakefield (услуги в области коммерческой недвижимости) Александр Зинковский рассказал о проведенном компанией исследовании. По его словам, в настоящее время все девелоперские проекты тяготеют к Москве. Новыми центрами деловой активности могут стать аэропорты, которые привлекают арендаторов, инвесторов и трудовые ресурсы. Строительство хаба на основе аэропортов Внуково и Домодедово может стать серьезным центром активности. По оценкам специалистов Cushman&Wakefield, проект расширения Москвы необходимо разделить на три части. Первая, краткосрочная часть проекта, рассчитанная на 5-7 лет – это создание транспортного хаба на юге Москвы.
Андрей Петров, представляющий консалтинговую компанию Deloitte, развил мысль о развитии города за счет хаба и рассказал о возможности переноса застройки на территории, прилегающие к аэропортам.
Директор Института региональных исследований и городского планирования Александр Эпштейн рассказал, что в присоединяемом к Москве «галстуке» находятся 21 муниципальное образование, 2 городских округа и 3 административных района. «Галстук» - это территория 100 км в длину и 20-30 км в ширину. Использование этой территории резко падает по направлению от МКАД до границ Калужской области. На этой территории находятся три неравноценных района. Если потенциал Ленинского района составляет около 500 тыс. человек населения, 19 млн кв. метров жилья и 300 тыс. рабочих мест, то возможности Подольского и Наро-Фоминского районов не столь велики. По оценке Эпштейна, в среднем на тысячу жителей на новых территориях Москвы придется 2 новых рабочих места, причем если в Ленинсокм районе их будет 7, то в Наро-Фоминском только 0,2.
Бывший мэр Троицка Виктор Сиднев, который подал в отставку в знак несогласия с присоединением города к Москве, рассказал, что в советское время в троицких НИИ работало 13 тыс. сотрудников. В настоящее время их осталось только 3 тысячи, а остальные 10 тысяч едут на работу в Москву. По мнению Сиднева, если не будут созданы места приложения труда, идея Большой Москвы провалится. Виктор Сиднев также напомнил о существовании 2,5 млн дачников, которые находятся в оппозиции к расширению Москвы. По его словам, эти люди хотели бы остаться на дачах, а не жить в городе. По мнению Виктора Сиднева, «коридоры» для принятия решений по расширению Москвы пока открыты, и еще есть возможность воспользоваться этими «коридорами».
В конце заседания Никитского клуба выступил заместитель мэра столицы Андрей Шаронов. Он сказал, что принятое решение о расширении Москвы – это инициатива президента РФ. Иного способа решить московские проблемы, иначе как «сверху», Шаронов не видит. При этом заместитель мэра отметил, что решение о новых административных границах Москвы очень далеко от реализации концепции московской агломерации, а прирезание «галстука» не решает проблем Москвы. «Для меня совершенно очевидно, что решение по новым административным границам достаточно далеко от решения проблем московской агломерации, это вещи не совсем разные, но очень далекие друг от друга. Поэтому прирезав любой «галстук» мы никак не решаем проблемы московской агломерации», - сказал Шаронов. Заместитель мэра видит проблемы агломерации во взаимодействии транспорта города и области, миграции рабочей силы, экологии, работы с бытовыми отходами, размещении предприятий и т.д. Позитив в расширении Москвы Шаронов видит в попытке создания нового цента притяжения деловой и инвестиционной активности. «Для меня совершенно очевидно, что если говорить об активности, то она будет гораздо более локализованной, чем все эти 165 тыс. гектар, которые прирезаются к Москве, и она будет локализована достаточно недалеко от существующих границ Москвы», - отметил Шаронов.
«Стратегия развития Москвы должна ответить на вопросы должна ли Москва расти, или снижаться, будет ли это город «белых» или «синих воротничков» и т.д.», считает Шаронов. Он также отметил, что стратегия очень важна и она первична по отношению к разработке концепции московской агломерации. «Если мы скажем про что Москва и зачем, тогда нам легче будет отвечать на вопросы, где должны быть ее границы, как она должна выглядеть с точки зрения рынка труда и т.д.», - сказал Шаронов.