14 октября 2011 года в НИУ «Высшая школа экономики» состоялось промежуточное заседание экспертной группы №5 «Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе» (в рамках работ по обновлению «Стратегии 2020»). Мероприятие прошло в ходе двухдневного научного семинара «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика: лучший опыт», в котором приняли участие ведущие российские и зарубежные эксперты в области инновационной политики.
Руководители группы Леонид Маркович Гохберг, первый проректор НИУ ВШЭ, и Игорь Рубенович Агамирзян, генеральный директор ОАО «Российская венчурная компания» (РВК), представили участникам мероприятия предварительные итоги работы экспертной группы. По словам руководителей группы, главными задачами ее работы являлись: оценка нынешнего состояния российской экономики с точки зрения инновационного развития, разработка возможных сценариев развития инновационной среды и разработка инструментов политики, которые новое правительство сможет внедрять, начиная с середины 2012 года.
«Тематика пятой группы является горизонтальной и пересекается с тематикой практически всех остальных групп, определяющих конкретные направления развития, – отметил Игорь Агамирзян, генеральный директор ОАО «РВК». – Для того, чтобы можно было осуществлять экономический рост, базирующийся на инновациях, необходимо, чтобы была и соответствующая налоговая политика, и кадровая, и научная и прочее. В ходе работы нашей экспертной группы мы наметили несколько приоритетных направлений, с которыми связан рост инновационно-технологического бизнеса. В первую очередь, это наука, образование, социальная среда, развитие креативного класса. По всем направлениям требуются определенные изменения, но начинать необходимо с человеческого капитала. Практика работы с молодыми предпринимателями показывает, что одной из основных проблем является то, что многие из них не понимают, как функционируют глобальные рынки».
Представляя итоги работы экспертной группы №5, ее руководители рассказали о трех возможных сценариях инновационного развития России. Первый сценарий –инерционный, при котором изменения носят частичный («точечный») характер; второй – «прогрессорский», наиболее сложный, но перспективный вариант для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности; третий – умеренный, это некий «коридор», сочетающий в себе элементы первого и второго сценария.
Леонид Гохберг озвучил ряд проблем, требующих радикальных изменений в области среднего и высшего образования, корпоративного законодательства, необходимости создания условий для развития инноваций, введения открытой программы фундаментальных исследований с ориентиром на поддержку лучших. Существенной проблемой перехода к инновационной экономике являются социальные и региональные разрывы, при которых у определенных групп нет доступа к инновациям.
Для решения проблем экспертами группы предложена концепция инклюзивных инноваций, развития общественного восприятия инноваций и развития механизмов стимулирования спроса на инновации.
«Мы предлагаем переходить к инновационной политике нового поколения, которая складывается из двух принципиальных векторов, – отметил Леонид Гохберг, первый проректор НИУ ВШЭ. – Во-первых, для запуска инновационного роста необходима новая экономическая политика, это должна быть политика, ориентированная на инновации. В то же время, это целый комплекс мер в самой сфере инноваций, которые должны быть реализованы. Некоторые из них носят достаточно радикальный характер. Во-вторых, это вовлечение общества в инновационную деятельность. Необходимо сформировать совершенно другое отношение общества к проблеме инноваций – это вовлечение самых широких слоев населения в инновационные процессы, как креативного класса, который генерирует и создает новое, так и квалифицированных заинтересованных потребителей».
Эксперты также отметили, что сырьевая модель интеграции российской экономики в глобальную несет с собой большое количество рисков, а главное – ведет к существенной зависимости от внешней конъюнктуры. Для обеспечения интеграции на более высоких уровнях необходимо технологическое развитие и рост экономики, основывающийся на инновациях.
Мероприятие завершилось выступлением Даниэля Малкина, руководителя отделения «Организации по экономическому сотрудничеству и развитию» (ОЭСР) по науке и экономической политике, который представил результаты внешней оценки инновационной политики России, во многом совпадающей с оценкой российских экспертов. Он отметил хорошую аналитическую работу, проделанную экспертами группы по инновационной политике.
Об ОАО «Российская венчурная компания»
ОАО «Российская венчурная компания» — государственный фонд фондов и институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы (www.rusventure.ru). ОАО «Российская венчурная компания» было создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года № 838-р.
Уставный капитал ОАО «РВК» составляет более 30 млрд. руб. 100% капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество). Общее количество фондов, сформированных ОАО «РВК», достигло двенадцати, их размер — около 25 млрд руб. Доля ОАО «РВК» – около 15 млрд руб.
Число проинвестированных фондами РВК инновационных компаний достигло 80. Совокупный объем проинвестированных средств – более 8,4 мрлд. руб.