Об этом было заявлено 20 июля на совместном заседание Общественных советов Минтранса и Росморречфлота по гибели «Булгарии» под председательством Анатолия Кучерены.
Принято решение о создании Общественной комиссии по расследованию причин катастрофы теплохода «Булгария», которая совместно с государственной комиссией поможет найти объективную причину трагедии.
Низкая рентабельность вкупе с высокими затратами на содержание судов препятствуют обновлению гражданского флота, заявил президент Ассоциации судоходных компаний России Алексей Клявин. Он сообщил, что с 1989 года речной флот уменьшился ровно в два раза. «Если в 1989 году у нас было 46 тыс. судов, то сейчас - 25 тыс., при этом средний возраст судов внутреннего плавания составляет 32 года».
По словам Клявина, обновлению судов внутреннего плавания препятствует низкий уровень рентабельности, необходимость затрат не только на содержание судов, но и на эксплуатацию речных путей, а также рост затрат на техническое обслуживание и, в особенности, серьезный рост цен на топливо.
Все эти факторы «создают жесткие условия для работы флота на внутренних водных путях и требуют своего законодательного закрепления», отметил Клявин. Он подчеркнул, что задача по обновлению флота, поддержке и развитию отечественного судостроения, остается первоочередной.
Одна из главных причин трагедии, по мнению многих участников заседания, человеческий фактор. За последние годы резко упал уровень работников речного флота. Главные причины: низкие зарплаты, текучесть кадров и др. Сегодня крайне низок авторитет капитанов, которых в советское время утверждали на коллегии министерства. Министр транспорта Игорь Левитин предложил поднять авторитет капитанов, чтобы они не оглядывались на судовладельца при принятии решений, т.к. вся ответственность все равно лежит на капитане. Он поддержал предложение организовать клуб капитанов.
«Создана комиссия, которая проверит действия или бездействие сотрудников подведомственных организаций, и если выяснится, что была вина наших сотрудников, что они не предотвратили эту катастрофу, то они будут жестко наказаны, и об этом будет проинформирована общественность», – сказал министр.
Генеральная линия министерства такова: контроль государства в речных портах будет усилен, речной бизнес будет укрупняться, законодательство, регулирующее речные перевозки, будет меняться.
И.Левитин напомнил, что в России сейчас 400 инспекторов Ространснадзора и 20 тысяч судов. «У каждого берега нельзя поставить по инспектору».
Для обеспечения безопасности на водном транспорте необходима консолидация компаний-перевозчиков, заявил президент ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) Роман Троценко. Он подчеркнул, что российская система безопасности на речном транспорте в нормативном отношении одна из лучших в мире. "Инструкции все написаны, писать новые не надо", - сказал Р. Троценко. По его мнению, корень проблемы - в низкой социальной ответственности бизнеса.
Анатолий Кучерена открыть также горячую линию общественных советов. На такую линию могли бы поступать все жалобы на работу водного транспорта.