На информационных порталах появилась новость о том, что Агентство по ипотечному жилищному кредитованию запустило "горячую" телефонную линию. Целью работы Call-центр является информирование общественности о реализуемых программах ипотечного кредитования в рамках Федерального ипотечного стандарта. С помощью данной рекламной кампании и Call-центра Агентство планирует популяризовать систему ипотечного кредитования и информировать общественность о своей деятельности в качестве ключевого оператора по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России".
Но так ли доступна ипотека? Многие банки говорят об увеличении объемов кредитования. Например, согласно исследованию Альфа-банка объемы кредитования банка в 2006 году превысили показатель прошлого года на 181%. Вместе с тем, по мнению «Независимой газеты » в 2006 году размер суммы выдаваемых кредитов вырос на 66,4%, но количество выдаваемых кредитов снизился на 30-40%. Таким образом становится понятно, что объемы увеличиваются не за счет роста числа кредитов, а из-за увеличения стоимости квартир.
Безусловно, идея, с которой от лица государства выступает в СМИ первый вице-премьер РФ Д.Медведев, правильная: меньше надеяться на государственное строительство и активно внедрять рыночный механизм. Старые методы и подходы, которые и раньше не гарантировали даже «малогабаритного» счастья, теперь вообще не работают. Вместе с тем жилищная проблема стоит перед 61% российских семей. По данным сайта Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике «Приоритетные национальные проекты», общая потребность населения России в жилье составляет 1569,8 млн кв. м, и, чтобы удовлетворить ее, жилищный фонд надо увеличить на 46,1%. При этом лишь 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств.
Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют низкие объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования. Огромной проблемой остается высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры. В России он составляет 60% – из общего количества аварий на водопроводных и канализационных сетях 53% происходят из-за их ветхости. Однако даже существующих коммуникационных сетей оказывается недостаточно для присоединения к ним новых домов.
Для эффективного проведения национальной программы нужно принимать реальные шаги. Например, реализовывать строительные тендеры через открытые конкурсы или обеспечивать синхронизацию строительства с вводом в эксплуатацию инфраструктуры.
Но не только невысокие объемы возведения новых зданий препятствуют осуществлению проекта «Доступное и комфортное жилье», большим камнем преткновения стали высокие цены на недвижимость, недоступные рядовому гражданину. Много надежд возлагалось на ипотечное кредитование как предоставление средств для покупки доступного жилья. Однако, как показывает практика на смену большим надеждам приходит разочарование.
В отличие от Америки и Западной Европы, где жилье в рассрочку приобретают 80% граждан, в России счастливых обладателей ипотечного кредита гораздо меньше. Всего около 3-4%. Москвич со средним уровнем дохода ($1000-1500 в месяц) не может рассчитывать на получение кредита даже для покупки однокомнатной квартиры в непрестижном спальном районе. На фоне этого настоящей сенсацией стало заявление специалистов «Росгосстраха» о возможном падении цен на недвижимость в Москве на более чем 40% по сравнению с нынешней средней ценой. Многие эксперты видят начало снижения цен в скидках, которые стали в последнее время предоставлять риэлторские агентства, в начале 2006 года утверждавшие, что стоимость квартир растет как на дрожжах.
Но даже такое снижение цен не приведет к массовой покупки жилья. Если во всем мире ипотека, с точки зрения банков, - это длинные и дешевые деньги (наподобие страховок), то у нас ипотечное кредитование выступает рыночным продуктом. В ипотечные ставки попадают все риски, связанные с краткосрочным кредитованием. В условиях низкой устойчивости банковской инфраструктуры бремя ответственности возлагается на потребителя.
Вместе с тем ипотека остается последней возможностью для большинства населения приобрести себе квартиру. Но чаще всего к банковским услугам прибегают люди с высоким уровнем дохода или желающие улучшить свои квартирные условия за счет продаже своего жилья. И говорить о массовом спросе на ипотеку, к сожалению не приходится.