23.11.2001  Москва: речной эксперимент - пароходство сдало суда в аренду капитанам

   Московское речное пароходство (МРП) использует интересную схему минимизации налогов и издержек. Оно предложило капитанам своих судов зарегистрироваться в качестве предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ) и заключило с ними договоры об аренде и перевозке.
   По словам гендиректора Московского речного пароходства (МРП) Романа Троценко, с начала навигации 2001 г. все капитаны грузового флота (60 капитанов самоходных судов с приписанными к ним баржами) зарегистрированы как ПБОЮЛ. С ними пароходство заключает договор аренды судов. По договору пароходство предоставляет капитанам суда с экипажем, а новые предприниматели платят арендную плату и обязуются на свои средства заправлять суда топливом и производить мелкий ремонт. МРП заключает с ПБОЮЛ договоры на перевозку: пароходство предоставляет груз, определяет маршрут и согласовывает тариф, а предприниматели осуществляют перевозку по заказу МРП и несут ответственность за груз.
   Перекладывание на капитанов расходов по заправке судна позволило, по данным МРП, сократить удельное потребление топлива на 30%. Раньше многие капитаны зарабатывали на продаже дизеля налево, рапортуя начальству о том, что сожгли топливо, когда, например, простаивали в тумане. "Заправка водой, топливом, другие услуги - наши капитаны теперь стремятся на всем сэкономить, вокруг них уже появились конкурирующие между собой снабженческие фирмы", - говорит представитель пароходства, курирующий работу с ПБОЮЛ. По оценкам Троценко, половина выручки пароходства тратится на топливо. В этом году МРП ожидает получить от грузоперевозок около 500 млн руб. При старой схеме работы расходы на топливо составили бы около 250 млн руб. Но в этом году пароходство сэкономит до 80 млн руб.
   При этом объемы перевозок МРП, в которых судовые капитаны теперь заинтересованы, возросли в 2001 г. на 86%. Капитаны стали тщательно сверять с грузовладельцами тоннаж груза, некоторые из них работают с клиентами самостоятельно. Любопытно, что выросли доходы самих капитанов. Троценко отмечает, что за навигацию кто-то из капитанов зарабатывает до $30 000. Обычный заработок капитана - 10 000 руб. в месяц.
   Между тем другие пароходства проявляют заметный интерес к эксперименту МРП. Представитель одного из пароходств европейской части России сказал "Ведомостям", что эта схема прорабатывается ими, однако в их регионе есть сложности с получением ПБОЮЛ лицензий на речные перевозки. В МРП говорят, что недавно "изучать положительный опыт" к ним приезжали коллеги из Енисейского пароходства. А главе московского Западного порта Александру Бадусеву предприимчивость коллег не нравится. "Их капитаны провоцируют моих продать дизель налево", - возмущается он.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Ведомости"