08.11.2001  Антиквары надувают щеки в ожидании новых законов и богатых покупателей

   На прошлой неделе около 100 фирм (рекордная для подобных мероприятий цифра), торгующих предметами старины, выставили на XI Российском антикварном салоне в ЦДХ раритетные книги, ювелирные изделия, русскую и западноевропейскую живопись XVII-XX веков, старинную посуду и мебель, а также африканскую и восточную экзотику. Состоятельные россияне смогли приобрести немало роскошных вещиц для своих апартаментов и загородных вилл. Как полагают эксперты, хотя настоящих шедевров в лавках наших антикваров сегодня и не купишь, роль салона переоценить трудно. Ярмарка антиквариата формирует и регулирует легальный рынок предметов старины.
   Российский антикварный рынок развивается в сложных условиях. История распорядилась так, что торговать у нас практически нечем. Национализация во время революции привела к тому, что почти все ценные вещи (до 90 процентов) попали в государственные музеи. Предметы старины из-за границы ввозят редко и неохотно по причине больших налогов: нужно уплатить 20 процентов от суммы, превышающей 1 тыс. долларов. Кроме того, сегодня антикварный рынок - один из самых рискованных и закрытых. Ценообразование на нем прогнозировать невозможно.
   Мало того что практически нет экспертов, которые бы уже одним своим именем гарантировали подлинность старинных вещей, так еще не известно, сколько же на самом деле денег стоит старое искусство. Как признался главный устроитель антикварного салона генеральный директор фирмы "Экспо-Парк" Василий Бычков, экспозиции предметов старины на XI антикварном салоне были застрахованы на суммы от 300 до 600 тыс. долларов. Все остальное покрыто мраком тайны. Ни сделки, ни имена коллекционеров не разглашаются.
   Как и все российские предприниматели, сегодня антиквары ждут закон, который отменит обязательное лицензирование. Как пообещал Герман Греф, в феврале 2002 года будут отменены законы, ограничивающие развитие малого и среднего бизнеса.
   Выиграет ли от этого покупатель? С одной стороны, сейчас у недобросовестных торговцев, подсовывающих покупателям подделки, могут отозвать лицензию. После отмены обязательного лицензирования государство уже не сможет контролировать деятельность антикварных магазинов. С другой стороны, как полагают специалисты, такое положение вещей позволит сформировать институт независимых экспертов.
   Кроме того, как заверил руководитель департамента по сохранению культурных ценностей Минкультуры России Анатолий Вилков, сейчас разрабатываются правила торговли антиквариатом и они вступят в силу сразу же после того, как будет отменено обязательное лицензирование. Так что покупатель будет защищен и не останется один на один с продавцами краденого и подделок. Государство будет защищать граждан от недобросовестных продавцов.
   Участвовать в антикварном салоне очень выгодно. Но умные коллекционеры не столько рассчитывали на хорошие сделки, сколько думали о своем имидже и работали на будущее. Самые серьезные участники салона выставляли вещи отнюдь не для продажи. "Мы надуваем щеки, - сказал начальник отдела книг и рукописей антикварно-аукционного дома "Гелос" Александр Соболев, - и показываем, как должна выглядеть качественная коллекция книг". К слову, старинные книги в России будут дорожать. Будет дорожать и восточная экзотика, в частности китайское искусство, которого у нас в стране очень мало. А вот цены на отечественную живопись XIX-XX веков уже достигли предела. В любом случае предметы старины сегодня стоят недешево. Так, например, за картину фламандского художника середины XVII века Давида III Рейкарта "Кармесса" просили 80 тыс. долларов. За эскизы Дворца советов А. Щусева - 75 тыс. Паспорт Дантеса оценили в 25 тыс.
   Удачную покупку на салоне стоило бы обмыть шампанским, только пить его надо было бы из стеклянных фужеров с позолотой, сделанных в прошлом веке на императорском заводе (пара - 1300 долларов).
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Финансовая Россия"