28.11.2001 Москва: время покупать и продавать магазины Московский рынок торговых помещений подступил к важной черте. Он полностью преодолел негативные последствия кризиса 1998 г. , и владельцам некоторых магазинов теперь приходится принимать судьбоносное решение - продолжать стричь купоны от сдачи помещений в аренду или же воспользоваться благоприятным моментом для продажи. По словам риэлторов, за последние полгода было продано не менее десятка крупных магазинов, в том числе в центральной части города. Источники в риэлторских кругах говорят, что за значительной частью этих сделок стоит компания "Росбилдинг ", скупавшая магазины советских времен на протяжении последнего года (подтвердить эту информацию в "Росбилдинге" не удалось). Новых владельцев получили "Краснопресненский" и "Марьинский" универмаги, площадь каждого из которых превышает 3000 кв. м, а также несколько магазинов поменьше - в частности, на Черкизовской и Керченской улицах. Эти помещения выкупались у прежних владельцев на протяжении года после кризиса 1998 г. , еще год-полтора ушло на юридическую очистку документов, поэтому именно сейчас, одновременно с общим подъемом рынка, эти торговые площади оказались выброшенными на рынок. Основными игроками на вторичном рынке сейчас выступают крупные российские торговые сети, скупающие магазины буквально "на корню", а также некоторые западные ритейлоры, которые не строят здания "под себя" (как IKEA) , а приобретают готовые (например, "Рамэнка"). Утвержденная в этом году правительством Москвы программа развития торговых помещений может стать путем к насыщению рынка до уровня мировых стандартов. Пока же в столице России на 1000 жителей приходится не более 40 кв. м высококачественных торговых площадей, тогда как этот показатель в Париже составляет 400 кв. м, в Лондоне - 275 кв. м, в Берлине - 210 кв. м, в Праге - 140 кв. м. В среднем же в мировых столицах - 250 кв. м. В ближайшие годы торговая нагрузка переместится из центра города на окраины. Определяющей тенденцией в развитии крупных торговых комплексов останутся установки правительства Москвы по развитию инфраструктуры спальных районов. Уже через два-три года основной поток покупателей будет ориентирован на местные районные супермаркеты (западная модель) , а в пределы Садового кольца будут ездить за подарками или разовыми покупками. Центр Москвы станет еще более дорогим, эксклюзивным торговым "ареалом". Если же власти все-таки примут решение ограничить поток транспорта в центр города, тогда торговые точки класса "С-" (ниже среднего) станут попросту нерентабельными и уйдут на "периферию". В центре останутся лишь элитные бутики, рестораны и торговые центры с высокой наценкой. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Ведомости" |