07.11.2001 Москва: магазины копируют Metro, Carrefour и Auchan Немецкая Metro еще не открыла свои первые торговые центры в Москве, а принципы ее работы уже копируют местные компании. Российское ООО "Гольфстрим" открыло вчера магазин формата cash & carry по продаже товаров для дома и начало заключать с покупателями клиентские договоры, местами дословно копирующие текст соглашений с покупателями немецкой компании. "Дословные цитаты" из западного опыта и до "Гольфстрима" использовали некоторые весьма успешные российские компании в потребительском секторе. Например, сети супермаркетов "Перекресток" и аптекам "36,6" такая практика помогла захватить изрядные доли рынка. У "Гольфстрима" в Москве до сих пор было два оптовых магазина по продаже товаров для дома и мебели. Во вторник на 86-м километре МКАД открылся первый розничный центр площадью 4500 кв. м. Сумму инвестиций в проект в компании не раскрывают. Однако, по оценкам, стоимость 1 кв. м площади в торговых центрах составляет от $700 до $1000. Формат магазина - cash & carry, т. е. он рассчитан в первую очередь на корпоративных клиентов. На Западе такие торговые центры широко распространены; первой иностранной компанией, открывающей cash & carry в Москве, должна стать Metro. Ее магазины начнут работать в ноябре. В отличие от Metro в "Гольфстрим" может попасть любой покупатель. Однако, по словам вице-президента "Гольфстрима" Сергея Белиловского, магазин выдает покупателем - юрлицам клиентскую карту, дающую право на 20%-ную скидку при покупке товаров. Интересно, что договор, заключаемый при этом, местами слово в слово повторяет соглашение Metro. Например, в обоих документах говорится, что договор расторгается, если покупки в магазинах производят лица, не уполномоченные на это держателем карты. По мнению руководителя российских программ Европейского торгового института (EHI) Олега Войцеховского, большинство отечественных сетей копируют вполне конкретные западные образцы. "Перекресток", например, перенял не только название французского ритейлора Carrefour (это слово значит "перекресток") , но и его организационную структуру и систему внутренней документации, впрочем довольно типичные для европейских сетей. Совпадение в названии явно не случайно: создателей "Перекрестка" консультировала французская компания Medis-Sodigral. А британская консалтинговая фирма SCG помогала компании "Время" создавать аптеки "36,6". Результат - почти точная копия британской сети Boots. По крайней мере, внешнее оформление сетей практически одинаково. Есть подобные примеры и в регионах. Крупнейший супермаркет Калининграда - "Виктория-Техноимпорт", по наблюдениям местных жителей, внешне очень похож на магазины французской сети Auchan, открытые в Польше. Войцеховский считает эту ситуацию закономерной: почти все основатели первых российских розничных сетей готовили концепции, взяв за образец западные компании либо просто где-то о них прочитав и увидев картинки. Теперь представители компаний не признаются, что кого-либо напрямую копировали. И правда, никто ведь не запрещает перенимать успешный опыт, а ни цвет вывесок, ни форму договора с поставщиком не запатентуешь. Руководитель отдела общественных связей Metro Елена Соловьева не удивляется, что схему работы ее компании уже начали воспроизводить. Это, считает она, в конечном итоге пойдет рынку только на пользу. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Ведомости" |