24.12.2001 Москва: торговые центры растут как грибы В этом году торговые компании практически впервые наконец получили хоть какую-то возможность выбирать, в каких торговых комплексах им размещаться. Если раньше за место в каждом новом торговом центре шла откровенная борьба, пишут "Ведомости", то сейчас на рынке постепенно стали появляться конкурирующие проекты, хотя спрос на торговые площади остается очень высоким. Среди основных проектов, которые сейчас находятся в стадии предложения потенциальным арендаторам, - "Сити стар" (площадь Курского вокзала) , торговый центр в Отрадном (м. "Отрадное") , IKEA (м. "Теплый Стан") , проект с якорным арендатором Auchan (Осташковское шоссе). "По сравнению с недавним временем, когда в год на рынок выходил один современный торговый центр и все московские ритейлеры стремились принять участие в проекте, сейчас у торговых операторов появилась возможность выбора", - говорит ритейл-директор Colliers International Наталия Осипова. Количество проектов крупномасштабных торговых центров в различных стадиях разработки растет буквально по часам, считает ведущий консультант по инвестициям и оценке Jones Lang LaSalle Марина Усенко. По ее словам, даже при самом консервативном подсчете к концу 2002 г. можно ожидать утроения количества площадей в торговых центрах, отвечающих современным стандартам. Это означает, что при введении в эксплуатацию 12 новых торговых центров (только четыре из которых строятся российскими компаниями) нынешнее предложение в 280 000 кв. м вырастет до 810 000 кв. м, что может серьезно изменить торговый ландшафт Москвы. Трудно ожидать, что дополнительные 530 000 кв. м смогут насытить рынок (на каждые 1000 москвичей придется всего 65 кв. м помещений торговых центров, в то время как в Варшаве, например, этот показатель составляет 214 кв. м) , но рост количества площадей предоставит ритейлерам возможность свободного выбора. Вместе с тем минувший год стал для Москвы годом "новых форматов". В ноябре открылись два магазина Metro Cash & Carry, "Перекресток" и "Седьмой Континент" заявили о скором открытии своих первых гипермаркетов, "М. Видео" открыло два первых гипермаркета электроники, появился первый супермаркет европейской сети Spar, "Копейка" открыла "Копейку-Супер", IKEA развивает в Москве проекты торгово-развлекательного и торгово-офисного комплексов. "Нарастающая конкуренция должна побудить девелоперов искать способы удешевления и ускорения строительства и готовиться к увеличению сроков окупаемости проектов, - говорит Осипова. - Тем не менее девелопмент торговых центров, являясь высокорентабельным, привлекателен для серьезных инвесторов, количество которых будет увеличиваться". ИА "Альянс Медиа" |