12.05.2011  Москва: большинство ларьков переместят либо закроют

   Из нынешних 14 тыс. киосков на своих местах останутся менее 6 тыс., следует из утвержденной на днях московским правительством схемы размещения нестационарных торговых объектов. Схема вступает в силу с 1 июля этого года. После зачистки в конце прошлого года незарегистрированные киоски исчезли, а зарегистрированных осталось 14 тыс. Согласно новой схеме, ларьков станет еще меньше – 10 028. При этом только 5571 киоск останется на своем нынешнем месте. 4457 мест под киоски с июля начнут продавать на аукционах. Переходный период от старой к новой схеме размещения киосков определен в один год, и последний не попавший в схему киоск должен исчезнуть до 1 июля 2012 года.
   Киоски поменяют не только место, но и внешний вид. Еще в начале года столичные власти захотели унифицировать облик ларьков, обязав их владельцев выбрать один из трех видов дизайна: «Классика», «Модерн» и «Свободный стиль». Предприниматели запротестовали: навязанные чиновниками конструкции оказались малофункциональными (на их витринах помещалось в разы меньше товаров, а внутри не был предусмотрен склад) и чересчур дорогими (от полумиллиона рублей за киоск без какого-либо оборудования). Мэрия пошла навстречу и утвердила новый перечень видов дизайна. Теперь их стало 26. Образцы новых киосков покажут гражданам на Тверской улице в центре Москвы уже на следующей неделе.
   Предприниматели эти образцы уже видели, и восторга не выразили. Основных претензий две – завышенная цена (бизнесмены считают оправданной стоимость ларька площадью шесть кв. метров в пределах 200 тыс. рублей) и отсутствие навесного оборудования (так называемые «уши»), которое позволяет увеличить площадь витрин и которое отсутствует во всех предложенных Москомархитектурой вариантах. Руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников в качестве компенсации пообещал позволить размещать рекламу на стенах киосков.
   После закрытия киосков тысячи людей потеряют работу и бизнес. Безработных уже обещано трудоустроить. С предпринимателями сложнее. Организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» даже выводила предпринимателей на пикет против того, чтобы продаваемые с аукционов места для киосков достались крупным сетевым компаниям. Столичный Департамент поддержки и развития малого и среднего бизнеса пообещал тем, кто лишится киосков, сдать в аренду под магазины первые этажи жилых домов. Предприниматели возражают: бизнес многих из них в таких условиях окажется убыточным.
   Киоски прессы оказались в привилегированном положении: их было предписано сохранить в нынешнем количестве (около 2,4 тыс.). Однако позже выяснилось, что киоски прессы сохранятся не все. В апреле Департамент торговли и услуг разослал префектурам письмо, в котором отмечено, что «следует исключить остановочно-торговые модули из схемы размещения нестационарных объектов независимо от ассортимента товара». Между тем, к примеру, в Северо-Западном округе Москвы все киоски на остановках общественного транспорта (те самые остановочно-торговые модули) принадлежат распространителям прессы.
   Считается, что новая схема размещения киосков должна отвечать запросам и потребностям граждан. Для этого проект схемы в феврале размещали в Интернете для обсуждения. Сразу же выяснилось, что главный критерий для определения необходимого количества киосков – обеспеченность района торговыми площадями (норма – 700 кв. метров на тысячу жителей) – в большинстве случаев не работает. Например, в районе Соколиная гора формально торговых площадей стационарных магазинов даже больше, но почти все магазины района расположены возле станций метро «Семеновская» и «Электрозаводская». Перемещение же киосков с магистралей во дворы во многих случаях вредит интересам и продавцов, и клиентов.
   В неофициальных беседах чиновники признавались, что цель столичных властей – свести число киосков к минимуму, так как для этого вида торговли характерны продажа контрафактного и низкокачественного товара, уклонение от уплаты налогов, а также антисанитария.
   Обоснованным признается наличие киосков только во дворах, в которых нет магазинов. В Департаменте торговли и услуг утверждают, что стремились «максимально сохранить» те виды киосков, которые признаны «социально значимыми»: хлебобулочные, молочные, овощи-фрукты, прохладительные напитки, мороженое.
   От киосков планировали освободить прежде всего центр Москвы, как наиболее страдающий от пробок. Но оказалось, что почти все киоски в центре останутся. Сейчас в Центральном округе 1693 киоска, согласно проекту схемы их число планировали уменьшить до 790, но теперь в префектуре ЦАО сообщают, что в округе будет 1513 торговых точек. Помимо действующих разновидностей киосков появятся специализированные рыбные, каких пока еще в Москве не было.
   В префектуре Северо-Восточного округа заверяют, что продуктовых киосков станет больше, хотя общее количество ларьков сократится более чем на четверть – с 1565 до 1142. Жители района Лефортово (Юго-Восточный округ) остались недовольны количеством киосков прессы и мороженого: по мнению горожан, таких киосков должно быть в разы больше, чем предусмотрено в схеме. Префект ЮВАО Владимир Зотов обращения принял и пообещал обсудить с руководством города. Пока же в ЮВАО под сокращение попал каждый пятый из 1,3 тыс. киосков.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"