31.03.2011 Москва: ОЭС рассмотрел ряд вопросов по развитию МСП Общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Моквы рассмотрел ряд вопросов, касающихся развития малого и среднего бизнеса. Одним из основных вопросов стал вопрос о рассмотрении проекта концепции новой редакции Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Общественно-экспертный совет отметил следующее: - практически одновременно с проектом концепции новой редакции федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», разработанным Федеральной антимонопольной службой, Министерство экономического развития Российской Федерации опубликовало свой проект концепции федерального закона «О Федеральной контрактной системе»; - идеи, заложенные в концепциях ФАС и Минэкономразвития, во многом совпадают; - к преимуществам концепции Федеральной контрактной системы можно отнести положения о мониторинге, учете и оценке эффективности государственных контрактов исполнения государственных контрактов; - недостатком концепции Федеральной контрактной системы, безусловно, является то, что в ней отсутствуют механизмы обеспечения гарантированного участия субъектов малого предпринимательства в исполнении государственных контрактов. Общественно-экспертный совет считает необходимым принять активное участие в привлечении предпринимательской общественности к рассмотрению данных документов и разработке предложений по внесению в них изменений, предусматривающих: - гарантированное участие малого предпринимательства в реализации государственных контрактов, в том числе посредством проведения специализированных конкурсных процедур исключительно с участием субъектов малого предпринимательства; - введение в практику участия в конкурсных процедурах по определению исполнителей крупных государственных контрактов консолидированным группам, состоящим из субъектов малого предпринимательства; - введение положения о преимущественном праве на исполнение государственного заказа для крупных предприятий, привлекающих к его исполнению большего, по сравнению с другими участниками конкурсных процедур, количества субъектов малого предпринимательства в качестве субподрядных организаций; - введение двухэтапных конкурсов по определению поставщиков для государственных и муниципальных нужд сложной, в том числе инновационной продукции, НИР, НИОКР и др. Членам Общественно-экспертного совета в 2-х недельный срок предложено представить в совет свои предложения по совершенствованию механизмов размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Также ОЭС рассмотрел проекта закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации» (подготовлен Минздравсоцразвития). Общественно-экспертный совет считает, что проект закона Российской Федерации «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации», подготовленный Минздравсоцразвития России, требует кардинальной переработки, предусматривающей резкое снижение его фискальной направленности, по следующим причинам: 1. Совершенствование механизмов, способствующих соблюдению законодательства об охране труда, в первую очередь, должно стимулировать работодателей на соблюдение соответствующих правил и норм, а не преследовать карательные цели, достижение которых может привести не к наведению порядка в этой сфере, а к разорению хозяйствующих субъектов, главным образом, являющихся микро- и малыми предприятиями. Для многих из них предлагаемые в законопроекте штрафы, доходящие до 700 тысяч рублей, сопоставимы с квартальными, а иногда и полугодовыми фондами оплаты труда. Кроме этого, следует иметь в виду, что удельные затраты малых предприятий на обеспечение охраны труда значительно превышают аналогичные затраты крупных предприятий. Поэтому величина штрафов за нарушения трудового законодательства для субъектов малого предпринимательства должна быть ниже, чем для крупных предприятий. 2. Принятие законопроекта в представленной редакции без многократного снижения величины предлагаемых штрафных санкций, особенно для юридических лиц, приведет к росту коррупции, как это всегда происходит при неоправданно значительном увеличении размеров штрафов. Коррупционным проявлениям, как показывает практика, также способствуют «вилки» штрафных санкций, тем более, что нет никаких критериев по определению величины штрафа, и должностные лица назначают ее по своему усмотрению. Более того, можно не только штрафовать, но и приостанавливать деятельность предприятия на срок до 90 суток. И в этом случае существует «вилка», и чиновник в силу полномочий, предоставленных ему законом, по каким-то субъективным мотивам, определяет, сколько времени предприятие не будет работать, а также на какой срок - один, два или три года - дисквалифицировать работодателя. Все это содержит риски возникновения коррупционно опасных ситуаций во взаимоотношениях работодателя с чиновником. При этом чем выше цена вопроса, тем эти риски выше. 3. Предложение о внесении изменений в статью 43 УК РФ представляется неоправданным, поскольку нельзя карать работодателя за несчастный случай, произошедший по неосторожности пострадавшего или его коллеги по работе, но не работодателя, лишением свободы до 5 лет. 4. Затраты работодателей на охрану труда постоянно растут. Обучение персонала, аттестация рабочих мест и т.д. проводятся у нас в стране на коммерческой основе. В некоторых случаях расходы работодателя по обеспечению норм безопасности на одном рабочем месте достигают 200 тысяч рублей. Во многих развитых в экономическом отношении государствах, такого рода услуги малым предприятиям оказываются на безвозмездной основе. Внедрение в России такого опыта было бы крайне полезным и более эффективным, чем введение карательных мер. Общественно-экспертный совет считает, что принятие рассматриваемого законопроекта не приведет к желаемому результату и будет иметь крайне негативные последствия. Кроме того ОЭС рассмотрел проект закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По результатам рассмотрения проекта закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Общественно-экспертный совет отмечает следующее: 1. Гражданский Кодекс Российской Федерации является одним из основных законодательных актов, регулирующих отношения при осуществлении предпринимательской деятельности. Его глобальная переработка заключает в себе серьезную опасность нарушения стабильности ведения бизнеса и, как следствие, ухудшения экономической ситуации в стране, что в нынешних посткризисных условиях нельзя допускать. 2. Предпринимательское сообщество крайне обеспокоено рядом нововведений, предлагаемых рассматриваемым законопроектом. Основными из них, однозначно ведущими к ухудшению предпринимательского климата, являются следующие: - резкое увеличение уставных капиталов коммерческих организаций (для ООО минимум 500 тысяч рублей, для АО минимум 1 миллион рублей, а для публичных АО минимум 2 миллиона рублей); - сокращение перечня организационно-правовых форм коммерческих организаций с 30 до 12; - передача функций регистрации от налоговых органов в органы юстиции. Увеличение уставных капиталов до указанных размеров, во-первых, приведет к сокращению числа уже действующих малых предприятий, а во-вторых, станет серьезнейшим барьером для входа на рынок новых предприятий малого бизнеса. Тысячи людей потеряют работу, что кроме негативных экономических последствий повлечет за собой и социальные проблемы. Кроме этого, увеличение уставных капиталов, сокращение организационно-правовых форм и передача функций по регистрации органам юстиции приведут к тотальной перерегистрации коммерческих организаций. Подобные ситуации уже возникали не раз, и каждый такой искусственно созданный законодателями «аврал» отнимал у предпринимателей массу сил, времени и финансовых средств, не приводя практически ни к каким положительным результатам ни для самих предпринимателей, ни для государства. В то же время, следует отметить, что при принятии всех трех вышеперечисленных нововведений, ситуация грозит превзойти по своим масштабам все предыдущие перерегистрации ТОО в ООО, АОЗТ в ЗАО, массовые внесения изменений в уставные документы и т.д. Одним из самых серьезных положительных результатов диалога бизнеса и власти в свое время стало резкое упрощение процедуры регистрации коммерческих организаций. Существовавшая в то время процедура регистрации регистрационными палатами, по единодушному мнению предпринимателей, различных экспертов, включая зарубежных, признавалась необоснованно громоздкой и считалась одним из самых серьезных административных барьеров. Этот барьер удалось устранить. Сегодня рассматриваемый проект закона предлагает опять «закрутить гайки», причем, учитывая размеры уставных капиталов, проверки учредительных документов и т.д., регистрация станет еще большим административным барьером, чем во времена регистрационных палат. Общественно-экспертный совет считает, что: - изменения в Гражданский Кодекс Российской Федерации, в силу его основополагающего значения для обеспечения стабильности гражданско-правовых отношений, не могут носить глобальный характер, а должны вноситься постепенно после широкого обсуждения с общественностью каждой поправки; - необходимо исключить из проекта закона новации, связанные с изменением уставных капиталов коммерческих организаций, сокращением их организационно-правовых форм и передачей функций регистрации коммерческих организаций от налоговых органов в органы юстиции. ОЭС также рассмотрел вопрос о согласовании проектов распоряжений Департамента имущества города Москвы «О внесении изменений в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства». ОЭС решил: 1. С целью рассмотрения проектов распоряжений Департамента имущества города Москвы «О внесении изменений в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее – проекты распоряжений) создать рабочую группу Общественно-экспертного совета. 2. Рабочая группа рассматривает представленные Департаментом имущества города Москвы документы, необходимые для согласования проекта распоряжения, а также, в случае необходимости, разрабатывает предложения по внесению в него изменений. 3. По результатам рассмотрения представленных документов Рабочая группа выносит соответствующее решение. Кроме того ОЭС был рассмотрен проект постановления Правительства Москвы «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. № 1218-ПП и от 18 сентября 2007 г. № 810-ПП» . Было решено, что: Общественно-экспертный совет согласовывает проект постановления Правительства Москвы «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. № 1218-ПП и от 18 сентября 2007 г. № 810-ПП», подготовленный Департаментом имущества города Москвы, и представляет право визирования данного проекта постановления Иоффе А.Д. ОЭС заслушал и предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Общественно-экспертный совет считает крайне важным для развития экономики страны обеспечение права субъектов малого предпринимательства на выкуп арендуемых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Опыт реализации Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ в регионах российской Федерации выявил ряд недостатков, препятствующих осуществлению заложенных в нем задач. С целью устранения данных недостатков Общественно-экспертный совет предлагает внести в Закон следующие изменения: 1. Продлить срок действия основных положений Закона (ст.ст. 1 – 6 и 9) до 01.07.2015 г. 2. Норму о минимальном 2-х летнем сроке аренды необходимо отсчитывать не со дня принятия Закона, а с даты подачи заявления субъектом малого предпринимательства о приобретении арендуемого имущества. 3. Отказаться от ограничения по размеру приватизируемых площадей. 4. Установить в Законе единую норму рассрочки платежей, рассчитываемую по следующей формуле: Срок рассрочки оплаты в месяцах = Рыночная стоимость помещения х Коэффициент инфляции Рыночная ставка арендной платы в месяц. 5. Увеличить срок для подписания договора купли – продажи с 30 до 60 дней или исключить из ст.ст. 2 и 9 слова о подписании договора, оставив только согласие арендатора на предложение. 6. Ввести норму о том, что значимо важным для субъектов Российской Федерации и муниципалитетов малым предприятиям и организациям инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства представляются в аренду по льготным (минимальным) ставкам помещения, включенные в перечни государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства». Если значимо важные малые предприятия и организации инфраструктуры уже арендуют помещения, включенные в такие перечни, то им устанавливается льготная (минимальная) ставка арендной платы. VIII. О ярмарках выходного дня, организуемых в Москве производителями продукции из регионов Российской Федерации . ОЭС решил: Общественно-экспертный совет поддерживает позицию Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса по вопросу проведения ярмарок выходного дня. Снижение доли непродовольственных товаров до 10 % и запрет торговли во второй половине дня в пятницу, введенные постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2010 года № 864-ПП «Об утверждении порядка организации ярмарок и продажи товаров на них, на территории города Москвы», стали серьезными административными барьерами для производителей продовольственных и промышленных товаров из регионов России, реализующих свою продукцию на ярмарках выходного дня. С целью исправления сложившейся ситуации, Общественно-экспертный совет предлагает: 1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2010 года № 864-ПП, предусматривающие отмену 10-ти процентного ограничения на торговлю непродовольственными товарами на ярмарках выходного дня, а также отмену запрета на торговлю на ярмарках во второй половине дня в пятницу. 2. Рассмотреть возможность закрепления за конкретными регионами России определенных ярмарок выходного дня с предварительным заключением между Москвой и регионами, изъявившими желание проводить такие ярмарки, соответствующих договоров, в которых будут отражена, в том числе и ответственность регионов за обеспечение на ярмарках порядка, а также ответственность за качество реализуемой продукции. 3. Рассмотреть возможность создания в Москве логистических центров по закупке и реализации мелких партий продукции, произведенной отечественными производителями из других регионов России. ИА "Альянс Медиа" |