14.03.2011 Москва: префектуры неэффективно используют бюджетные средства Существующая система управления бюджетными расходами в префектурах Москвы не позволяет эффективно и рационально использовать средства, установленный порядок планирования расходов не предусматривает их экономического обоснования, программы социально-экономического развития административных округов не содержат согласованных по целям, ресурсам и ожидаемым результатам мероприятий, ожидаемые результаты по большинству мероприятий отсутствуют. К такому выводу пришла Контрольно-счетная палата Москвы по итогам проверки эффективности системы управления бюджетными расходами префектурами административных округов столицы. Как отмечается в отчете, опубликованном на официальном сайте КСП столицы, расчет плановых бюджетных показателей производился префектурами в отсутствие порядка и методики, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ. Обоснование потребности в бюджетных ассигнованиях не содержит экономических расчетов планируемых затрат и количественных показателей затратных статей. Оценить обоснованность планируемых объемов бюджетных ассигнований префектурами представляется возможным только по тем направлениям расходования средств, по которым установлены нормативы (заработная плата, транспортные услуги, охрана нежилых помещений). При планировании бюджетных ассигнований по остальным направлениям расходной части бюджета префектур каких-либо экономических расчетов заявленной потребности в необходимых объемах бюджетных средств как префектурами, так и подведомственными им бюджетными учреждениями не производится, что не позволяет оценить обоснованность планируемых объемов бюджетных ассигнований. Планирование и размещение государственного заказа префектурами в целом осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства. Вместе с тем при достаточно детальной регламентации процедур планирования и размещения государственного заказа и порядка заключения государственных контрактов в настоящий момент на федеральном и городском уровне отсутствуют утвержденные нормативными правовыми актами количественные показатели и критерии оценки планирования и размещения государственных заказов. Существующая система планирования не предусматривает обязательности проведения оценки заявленной потребности в закупаемой продукции (товарах, работах, услугах) и объемов необходимых для этого средств. В связи с оптимизацией бюджетных расходов (уменьшение бюджетного финансирования по сравнению с плановым) и связанным с этим уменьшением объемов закупок оценка выполнения префектурами планов размещения государственного заказа на 2009 год в части соблюдения сроков размещения заказов и номенклатуры закупаемых товаров (работ, услуг) представляется некорректной. Паспорта государственных услуг утверждены только в трех административных округах города Москвы (Южном, Юго-Западном, Восточном). Однако при планировании объемов бюджетных ассигнований, необходимых для выполнения установленных государственных заданий подведомственными бюджетными учреждениями паспорта не используются. Префектуры остальных административных округов не формируют паспорта государственных услуг, ссылаясь на то, что перечень государственных услуг, оказываемых префектурами и управами районов в режиме «одного окна», размещен на Портале государственных услуг города Москвы. По информации префектур, невозможность формирования и ведения паспортов государственных услуг города Москвы и государственных заданий города Москвы на оказание государственных услуг города Москвы физическим и (или) юридическим лицам обусловлена отсутствием методологии и специалистов, обладающих необходимыми навыками для формирования государственного задания и ведения паспортов, отсутствием единого подхода к составлению и заполнению отчетных форм, а также сложностью осуществления мониторинга качества оказываемых подведомственными учреждениями услуг. «Указанные префектурами причины свидетельствуют об отсутствии понимания сущности государственных услуг как инструмента бюджетного планирования, а также о недостатках в организации этой работы на общегородском уровне», - отмечается в отчете. Программы социально-экономического развития административных округов основном не содержат согласованных целей, ожидаемых результатов, задач, мероприятий и ресурсов. Ожидаемые результаты по большинству мероприятий отсутствуют или носят неизмеримый характер. При изменении объемов бюджетного финансирования расходов префектур актуализация программ путем принятия в новой редакции или внесения изменений в ходе их исполнения осуществлена префектурами Юго-Восточного и Зеленоградского административных округов города Москвы. Остальными префектурами корректировка объемов бюджетного финансирования и мероприятий программ не производилась, что привело к несопоставимости показателей программ и отчетов об их выполнении и, соответственно, невозможности произвести оценку полноты выполнения программных мероприятий и эффективности использования бюджетных средств. Сейчас финансирование программ осуществляется преимущественно за счет средств дополнительного финансирования в порядке, предусмотренном постановлением правительства Москвы «О расходных обязательствах префектур административных округов города Москвы». В условиях предстоящего перехода на финансирование бюджетных учреждений путем предоставления субсидий на выполнение установленного государственного задания передача префектурами ассигнований учреждениям, подведомственным иным органам исполнительной власти, будет существенно затруднена. Участие префектуры (главного распорядителя бюджетных средств) в формировании государственного задания для учреждения, учредителем которого является иной орган исполнительной власти, действующим законодательством не предусмотрено. Таком образом, префектура фактически исключается из состава участников, определяющих как объем подлежащего выполнению государственного задания, так и объем необходимых для этого бюджетных ассигнований в отношении учреждений, осуществляющих деятельность на территории административного округа, учредителями которых выступают иные органы исполнительной власти города Москвы. КСП отмечает отсутствие в префектурах, за исключением префектуры Западного административного округа города Москвы, подразделений внутреннего финансового контроля. Сведения префектур о проведенных мероприятиях внутреннего контроля (за исключением префектур Северо-Западного и Южного административных округов города Москвы) не содержат информации о результатах и ограничиваются перечислением видов осуществляемого контроля. Порядок осуществления финансового контроля, включая его планирование, организационно-распорядительными документами префектур был установлен только в префектуре Южного административного округа города Москвы. Контрольные мероприятия по проверке эффективности и результативности использования бюджетных средств подведомственными получателями проводились префектурами Северо-Западного и Южного административных округов города Москвы. Сведения об оценке эффективности и результативности использования бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств также представлены только префектурой Северо-Западного административного округа города Москвы. Вместе с тем проверками префектур, проведенными Контрольно-счетной палатой Москвы в рамках аудита эффективности , а также проверками, проведенными иными органами государственного финансового контроля (Департаментом финансов города Москвы, Главным управлением государственного финансового контроля города Москвы), систематически выявляются существенные финансовые нарушения. Таким образом, система внутреннего финансового контроля в префектурах не позволяет обеспечить эффективность и рациональность использования бюджетных средств, большинством префектур контроль за эффективностью и рациональностью использования бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств не осуществляется. Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг подведомственными бюджетными учреждениями на основании паспортов государственных услуг не осуществляется, единые подходы к определению перечня государственных услуг не определены. «В настоящее время предпосылок для перехода к управлению по результатам на уровне префектур не создано», - делает вывод КСП. ИА "Альянс Медиа" |