19.11.2010  Москва будет решать экологические проблемы вместе с Подмосковьем

   Проблему утилизации отходов в Москве и Подмосковье можно решить лишь совместными усилиями, считает руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы Антон Кульбачевский.
   По его данным, в Москве и области ежегодно образуются десятки миллионов тонн мусора. При этом мусоросжигательные заводы утилизируют только 3,5% отходов, образующихся в Москве.
   "Ежегодно в Москве образуется около 22 миллионов тонн отходов, в том числе крупногабаритных, твердо-бытовых (ТБО), промышленных отходов, отходов от строек и очистных сооружений. Из них на заводах сжигается порядка 773,5 тысячи тонн, причем основная доля приходится на ТБО", - сказал Кульбачевский.
   По его словам, большая часть мусора размещается и утилизируется на двух полигонах, находящихся в ведении города и принадлежащих ГУП "Экотехпром" - в Солнечногорском и Дмитровском районах Московской области.
   "Однако эти объекты практически выработали свой ресурс и смогут выполнять работу в прежних объемах не более трех лет. Остальные отходы вывозятся на подмосковные полигоны, которых в настоящее время насчитывается 48", - рассказал Кульбачевский.
   При этом, по его данным, в самой Московской области ежегодно вырабатывается около 17 миллионов тонн отходов, что вызвано большими темпами роста населения и строительства жилья.
   "В связи с этим хочется отметить необходимость совместных усилий Москвы и Подмосковья в решении проблемы утилизации отходов", - подчеркнул глава департамента.
   Он также поделился идеями о том, как привлечь население к охране окружающей среды.
   "Наше ведомство я вижу в роли миссионера, среди задач которого проведение разъяснительной, эколого-просветительской работы с горожанами. Если бы мы жили в сельской местности или в условиях малоэтажной застройки, то, например, без труда внедрили бы систему раздельного сбора мусора. Однако мы имеем дело с большими площадями и многоэтажной застройкой, поэтому решить здесь эту проблему гораздо сложнее", - подчеркнул Кульбачевский.
   Сейчас, по его мнению, рядовой гражданин может улучшить экологию только за счет собственной дисциплины, развития "экологического сознания".
   Также, по мнению главы департамента, экологическая ситуация в Москве станет значительно лучше, если горожане пересядут на гибридные автомобили, а власти займутся посадкой деревьев и ограничат въезд в столицу неэкологичных транспортных средств.
   "Доля вредных выбросов в атмосферу от автотранспорта в Москве составляет 90%, от промышленных источников - всего 10%. Мэр Москвы Сергей Собянин не зря объявил войну пробкам, ведь автомобиль, постоянно ездящий на первой скорости, потребляет больше топлива, а, значит, производит и больше выбросов. Ситуацию можно улучшить, если автолюбители будут использовать качественное топливо, а столичные власти - ограничивать въезд на территорию города транспорта, не соответствующего определенным экологическим стандартам", - заявил Кульбачевский.
   Кроме того, по его словам, значительно снизить нагрузку на экологию города может появление на столичных дорогах гибридных автомобилей.
   "Сейчас их в основном производят Япония и США, но я был бы рад, если бы наш автопром выпускал такие автомобили. Также следует создавать рабочие места в Московской области для сокращения количества приезжих, вводить гибкие рабочие графики, применять новые технологии по модернизации двигателей внутреннего сгорания на городском транспорте, в том числе автобусах", - добавил Кульбачевский.
   Он уточнил, что в настоящее время уже существуют разработки для дизельных моторов, которые в разы уменьшают выбросы.
   "Проблему загрязнения воздуха невозможно решить и без зеленых насаждений, поскольку они являются его основным фильтром. По статистике, в Москве на 12 миллионов жителей приходится около 12 миллионов деревьев, то есть по одному дереву на каждого москвича. Таким образом, когда мы теряем одно дерево, то можно образно сказать, что один из жителей столицы лишается легких", - подчеркнул глава департамента.
   Поэтому, отметил он, для москвичей необходимо, "помимо социальной инфраструктуры и развлекательных учреждений, создавать парки, скверы, места отдыха с зелеными насаждениями, и лишь потом рассматривать возможность дальнейшего строительства жилья".
   "Также одной из основных задач Москвы и области я вижу сохранение лесопаркового пояса столицы", - уточнил Кульбачевский. При этом, по его мнению, лесопарковый защитный пояс Москвы необходимо передать в совместное ведение столицы и Подмосковья.
   "Я считаю, что следует передать лесопарковый пояс в совместное ведение Москвы и Подмосковья, так как это "зеленые легкие" столицы, и запретить любые виды использования лесов, кроме рекреационных целей", - сказал он.
   По его словам, ранее существовала система спецлесхозов, когда все леса до будущей ЦКАД находились в ведении правительства Москвы и финансировались за счет бюджета столицы, однако с введением нового Лесного кодекса данные территории были переданы подразделению Рослесхоза - Мослесхозу.
   Как отметил глава департамента, на этих лесных территориях неоднократно выявлялись такие массовые нарушения, как самозахват территорий, незаконное выделение участков под вырубку деревьев и строительство.
   При этом события прошедшего аномально жаркого лета, когда леса в московском регионе охватили природные пожары, показали, что службы не были готовы к возможным природным катаклизмам, подчеркнул Кульбачевский.
   "Рослесхоз был передан в непосредственное подчинение Правительству Российской Федерации и в настоящее время реформируется. Проблем много, решать их надо совместно с Рослесхозом и Московской областью", - добавил Кульбачевский.
   Кроме того, он сказал о необходимости определения границ национального парка федерального значения Лосиный остров, который находится на территории Москвы и Подмосковья.
   "Они описаны в координатах, но четко не нанесены на картографический материал и не внесены в кадастр", - уточнил собеседник агентства.
   По его словам, для решения проблем парка в настоящее время ведется активная совместная работа Минприроды России, других федеральных ведомств, а также имущественного и земельного комплексов Москвы и области.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости"