18.11.2010  Москва: социальный бизнес - на две трети малый

   Вопросы развития социального предпринимательства в столице стали темой конференции, прошедшей 18 ноября в Московской торгово-промышленной палате (МТПП).
   Президент МТПП Леонид Говоров задал правомерный вопрос о степени взаимодействия социального предпринимательства с некоммерческими организациями, формальном определении статуса «социального предпринимательства» как такового.
   «Закон о поддержке социальных некоммерческих организаций принят, однако на рынке идёт процесс ухудшения условий для функционирования социальных НКО, фактически их налогового удушения. Наша конференция должна обрисовать положение вещей в резолюции и донести наше мнение до городских властей», - призвал Л.Говоров.
   Вице-президент информационно-аналитического агентства «Экология Общественного Сознания» Анатолий Шипилов представил результаты проведенного в столице исследования социального бизнеса, проводившегося в октябре-ноябре 2010-го года.
   Согласно им, две трети социальных предпринимателей (СП) города – люди старше 40, лишь 11% моложе 35 лет, треть из них имеют ученые степени в областях гуманитарных, экономических и инженерных наук.
   «Большинство опрошенных считают себя именно социальными предпринимателями, лишь 17% таковыми считают себя ими частично. 30% опрошенных ведут бизнес в нескольких округах столицы. Как правило, в социальный бизнес люди приходят с производства, из науки, консалтинга, государственной, муниципальной и военной службы», - сообщил А.Шипилов.
   24% социальных предпринимателей Москвы заняты консалтингом, в том числе правовым, 20% - образовательными услугами, 17% -информационными услугами, 11% работают в пищевой промышленностью, 11% - в здравоохранением, 11% заняты научными исследованиями.
   «Социальный бизнес на две трети малый. 25% его образуют некоммерческие организации. Они занимают промежуточное положение между социальным бизнесом и чистой благотворительностью. 6% социальных предприятий – средний бизнес, 3,5% - индивидуальные предприниматели», - продолжил А.Шипилов.
   По данным исследования, более 50% организаций СП составляют компании со штатом в 11-15 человек, 15% располагают штатом в несколько десятков работников и лишь 10 – более чем 50-ю штатными сотрудниками. Более половины организаций СП берут на работу инвалидов, матерей-одиночек, многодетных матерей. 81% организаций СП созданы частными лицами.
   75% их работает на рынке более пяти лет, 15% - менее пяти лет, 10% - меньше года.
   «Мотивация к занятию социальным предпринимательством довольно разнообразна: 52% утверждают, что так они реализуют городские целевые программы, 36% способствуют, по их убеждению, разряжению социальной напряженности в городе, 36% повышают свой личный статус, 25% - зарабатывают деньги», - сообщил А.Шипилов.
   Социальный бизнес столицы на четверть состоит из компаний, занятых реабилитацией социально незащищенных граждан, остальные работают на государственные и коммерческие организации. 61% имеют прибыль, 28% самоокупаются, остальные убыточны, но имеют поддержку спонсоров.
   «Только 19% социальных предпринимателей Москвы не видят перспектив своей деятельности. 10% их вообще сомневается в том, что приносят пользу обществу, порождая в какой-то мере иждивенческие настроения, снижая производительность труда, творческий потенциал граждан, допуская существование в своей сфере криминальных структур», - добавил А.Шипилов.
   Однако социальное предпринимательство выполняет по крайней мере одну существенную функцию – оно укрепляет в людях веру в завтрашний день.
   «Социальному бизнесу нужны хорошие регулирующие законы, городские целевые программы, поддержка на инфраструктурном уровне. В настоящее время ему мешает высокая арендная плата, дорогие кредиты, безразличие общества к инновациям, ограниченность в ресурсах и коррупция», - заключил А.Шипилов.
   Руководитель Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы Михаил Вышегородцев призвал к более точному определению социального бизнеса.
   «Согласно некоторым прозвучавшим сегодня мнениям, к социальному бизнесу можно причислить и банкиров, выдающих дешёвые кредиты, и страховщиков, предоставляющих льготы своим клиентам, и всех остальных вообще. Социальным предпринимательством может называться не только тот, кто покрывает свои расходы и зарабатывает прибыль, но работает в социальной сфере», - считает М.Вышегородцев.
   Благотворительность, по его словам, к социальному бизнесу не относится.
   «Бизнес – это ООО, ЗАО, ОАО и ИП», - убеждён М.Вышегородцев.
   Основная проблема бизнеса в городе, полагает он, – арендные ставки.
   «Для социального бизнеса в особенности необходимо сохранить льготные ставки аренды, частично отменяемые сегодня. Может быть, следует городским законом закрепить норму о проведении двадцати специализированных аукционов в год для социальных бизнесов. Преференции любого рода вообще следует отдавать не конкретным организациям, а по направлениям работы», - считает М.Вышегородцев.
   «Что касается сбыта услуг в общем, многие, процентов 60 организаций были бы за то, чтобы их услуги выкупал город. В Москве действует целевая комплексная программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. В ней среди семи городских приоритетов указан бизнес именно социальный. Иными словами, каждый, кто может назвать себя социальным предпринимателем, может получить субсидию от города в 2,5 млн рублей. Субсидию может получить и компания молодежная», - заключил М.Вышегородцев.
   Руководитель Департамента труда и занятости населения города Москвы Олег Нетербский согласился с мнением М.Вышегородцева о том, что к социальному бизнесу следует причислять только бизнес, работающий в социальной сфере: иначе в него попадут все предприниматели без исключения, в том числе трудоустраивающие социально незащищённых граждан.
   «Средства, собранные за нарушение закона о квотировании рабочих мест, должны направляться на создание рабочих мест для социально незащищённых граждан. Они и сегодня имеют право на субсидии на создание собственного дела», - сообщил О.Нетеребский.
   Предприятия, создающие рабочие места для инвалидов, тоже должны иметь право получать городские средства на безвозмездной основе. А квоты на иностранную рабочую силу будут год от года сокращаться: предприниматели, берущие на работу иностранцев, зачастую экономят на персонале и его переподготовке, заключил О.Нетеребский.
   Заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Виктор Иванов отметил, что московский бизнес должен быть заинтересован в подготовке кадров хотя бы для самого себя.
   «Вместе с нашими социальными партнёрами мы согласовываем контрольные цифры приёма в учебные заведения города, трудоустраиваем выпускников, используя механизмы двух- и трёхсторонних соглашений, гарантирующих выпускникам прохождение практики и приём на работу с определённым уровнем зарплаты, нормальными условиями труда и социальным пакетом», - сообщил В.Иванов.
   Предприниматели, по его мнению, могут быть активнее в формировании запроса на специалистов определённого класса и уровня подготовки, разработке социальных стандартов.
   «Жаль, что ответственность в случае неисполнения соглашений ни на кого пока не налагается. Подготовку кадров на 98% сегодня финансирует город, и это неправильно», - заявил В.Иванов.
   Директор ООО «Илга» Татьяна Михайлова отметила, что большинство социальных компаний города на фоне несоциальных неконкурентоспособны, хотя и занимаются практически исполнением государственных функций.
   «Вышедшее в 2005-ом постановление правительства Москвы №200-ПП «Об основных направлениях бытового обслуживания населения города Москвы» было подкорректировано уже в 2007-ом году: 50%-ные льготы по аренде были отменены. В 2009-ом году, в разгар кризиса, социальные компании оказались «на одной доске» с коммерческими малыми предприятиями. Нас, готовящих молодежь к производственной деятельности, выручает лишь параллельный бизнес – продажа мебели», - заявила Т.Михайлова.
   Она предложила создать бизнес-инкубатор специально для социально ориентированных компаний столицы.
   Все высказанные на конференции предложения войдут в итоговую резолюцию, которая будет представлена городским властям.
   ИА "Альянс Медиа"