15.11.2010  Москва: юристы "НПП МБМ" объяснили основания проведения проверок

   Многие предприниматели, узнав, что в ближайшее время к ним придут с проверкой представители того или иного контролирующего органа, обращаются в "Неотложную правовую помощь малому бизнесу Москвы" с просьбой разъяснить полномочия проверяющих. Директор одного малого предприятия попросил объяснить основания проведения проверок Госинспекцией по недвижимости, чем руководствуются инспекторы при проверках.
   Юрисконсульт встретился с предпринимателем. Согласно плану сводных проверок на 2010 г., в ноябре Государственная инспекция по недвижимости города Москвы должна проверить использование объектов нежилого фонда и земель данной компанией-арендатором. Основанием проведения проверки является истечение 3 лет со дня окончания последней проверки.
   При проведении проверок Госинспекция по недвижимости руководствуется следующими законодательными актами: Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением правительства Москвы от 22 августа 2006 г. №602-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы", постановлением правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. №1274-ПП "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению законности в сфере имущественно-земельных отношений", законом г. Москвы от 3 июня 2009 г. №17 "О государственном контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве", ст. 71 Земельного кодекса РФ.
   В соответствии с п. 1.1. постановления №602-ПП Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля.
   П.2.2.1. данного постановления закрепляет, что Госинспекция по недвижимости осуществляет контроль за соблюдением требований по использованию объектов нежилого фонда, установленных правовыми актами города Москвы, разрешительными документами, инвестиционными контрактами, утвержденной документацией, определяющей условия использования объектов нежилого фонда; соблюдением требований по использованию земельных участков, установленных правовыми актами города Москвы, разрешительными документами, утвержденной проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельных участков; выполнением при проведении строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов нежилого фонда условий инвестиционных контрактов, договоров, соглашений, в которых имеются доли города. Соответственно, в ходе проверки инспектора имеют право, например, проверить договоры аренды на недвижимость, на земельный участок, использование данных объектов по целевому назначению.
   Представитель другой столичной малой компании попросил разъяснить основания проведения проверки инспекторами Роспотребнадзора.
   Юрисконсульт изучил договор аренды помещения, вместе с руководителем предприятия посмотрел план сводных проверок на 2010 г. Как выяснилось, в отношении этой компании плановые проверки в 2010 г. не запланированы. Юрист НПП МБМ пояснил предпринимателю, что проверки бывают плановые и внеплановые.
   При проведении проверок сотрудники Роспотребнадзора должны руководствоваться федеральным законом от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 октября 2007 г. №658; постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
   Сотрудники Роспотребнадзора могут проверять соблюдение требований различных санитарных правил. Пунктом 7.11. Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливается, что проверка осуществляется путем проведения визуального осмотра объекта надзора с целью оценки соответствия объекта обязательным требованиям; анализа документов и представленной информации; анализа данных лабораторных, инструментальных исследований.
   У компании могут проверяться, в частности, документы, содержащие сведения о состоянии используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подсобных помещений (договоры аренды; санитарно-эпидемиологические заключения; договоры на выполнение работ по дератизации, дезинсекции, вывозу твердых бытовых отходов, люминесцентных ламп, результаты лабораторных инструментальных исследований, документы на дезинфицирующие средства, программа организации и проведения производственного контроля, документы, подтверждающие выполнение дезинфекционного режима); документы, содержащие сведения о соответствии работников компании (приказ о назначении руководителя, должностные инструкции, личные медицинские книжки сотрудников, штатное расписание).
   В обоих случаях (и при проверке Госинспекцией по недвижимости, и при проверке инспекторами Роспотребнадзора) проверка проводится на основании распоряжения руководителя, которое должно соответствовать требованиям ст. 14 Федерального закона №294-ФЗ. Распоряжение на проведение проверки должно быть вручено руководителю организации (ч. 3 ст. 14 Закона №294-ФЗ), после проведения проверки должен быть составлен акт проверки (ст. 16 Закона №294-ФЗ), в дальнейшем может быть составлен протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к ответственности. Решение проверяющего органа хозяйствующий субъект может обжаловать в вышестоящий орган или арбитражный суд РФ, прокомментировала Анна Сиротина, руководитель отдела правовой и аналитической работы МАРП, сообщает "МК".
   ИА "Альянс Медиа"