27.09.2010 Москва: юристы НПП защищают малый бизнес от общественных контролеров Юристы НПП МБМ постоянно выезжают на проверки МБ общественными организациями. Вот два типичных случая. В салон красоты прибыли представители общественной организации "Региональная организация потребителей "Обпотребконтроль". Проверяющие дождались приезда директора салона. Вместе с ним приехал и юрисконсульт "Правовой неотложки". В направлении на проверку были указаны фамилии инспекторов. Одна из сотрудниц "Обпотребконтроля" служебное удостоверение не представила и поэтому к проверке допущена не была. Кроме того, в направлении не было указано, что послужило основанием проведения проверки. По словам проверяющих, жалоб на работу салона красоты в их организацию не поступало. . Юрисконсульт НПП МБМ разъяснил директору салона, что на основании всего вышеизложенного она имеет право не допускать представителей общественной организации до проверки. Проверяющие удалились. В другом случае работу индивидуального предпринимателя (владельца магазина женской одежды) решили проверить представители общественной организации "Потребнадзор". По результатам проверки проверяющие составили акт, в котором указали выявленные нарушения и предложили его подписать индивидуальному предпринимателю. Но тут вмешался юрист НПП МБМ, присутствовавший при проверке. Он установил, что направление на проверку выдано по другому адресу. Юрист потребовал зафиксировать данное нарушение в акте проверки, а предприниматель указал, что с данной проверкой он не согласен. Юрист разъяснил предпринимателю, что данная проверка, а тем более выявленные нарушения, недействительны, так как проводилась проверка другой организации. В указанных случаях предпринимателям следует руководствоваться положениями Закона РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-I "О защите прав потребителей". Акт проверки в соответствии с положениями ст. 45 Закона составляется только в том случае, если на предприятии выявлены какие-либо нарушения. Но нарушения правил торговли общественные организации выявлять не вправе, так как это не в их компетенции. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" контроль за соблюдением настоящих правил осуществляется Роспотребнадзором, но не общественными организациями. Согласно указанной ст. 45 Закона, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: - проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; - проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; - вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством РФ о техническом регулировании обязательным требованиям; - обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). Проверяющие от общественных объединений потребителей должны рассматриваться как обычные покупатели (товаров, услуг) со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чтобы подтвердить свои полномочия при проведении проверки, они должны предъявить: - устав или нотариально заверенную копию устава общественного объединения для удостоверения полномочий, определенных ст. 45 (ч. 2) Закона (в части проведения проверок соблюдения прав потребителя); - служебное удостоверение члена общественного объединения с фотографией и печатью, паспорт гражданина РФ - члена общественного объединения (что основано на правилах общественной безопасности в свете предупреждения случаев терроризма). Предпринимателям рекомендуется записать паспортные данные членов общественного объединения, претендующих на проверку, а также координаты и реквизиты их головной организации (адрес, телефоны и т.п.), прокомментировала Анна Сиротина, руководитель отдела правовой и аналитической работы МАРП, сообщает "МК". ИА "Альянс Медиа" |