16.09.2010  Москва: дизайнеры обсудили на конференции насущные проблемы сферы

   Научно-творческая конференция «Инновационный потенциал дизайна» состоялась 15 сентября в рамках «Дней дизайна в Москве». Организовали ее Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы, Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства, Московский фонд поддержки малого предпринимательства, Международный центр деловых контактов «Дельконт» и Фонд развития и поддержки графического дизайна «Золотая пчела» при поддержке правительства Москвы.
   На форуме рассматривались актуальные проблемы графического и промышленного дизайна, в том числе роль малого и среднего бизнеса в формировании визуального облика города и повышении конкурентоспособности отечественных товаров. Итоги конференции были суммированы на заключительном пленарном заседании.
   Ведущий заседания, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, председатель Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы, член Творческого союза художников России Александр Иоффе прежде всего отметил важность научно-творческой конференции. На его взгляд, это хороший опыт, и мероприятие, даже при наличии каких-то огрехов в части организации, сыграет значимую роль в развитии дизайна. А.Иоффе предложил сделать конференцию традиционной; следующий форум он предварительно наметил на весну 2011 года. Он также заявил, что официальный сайт нынешней конференции - www.ipdesign.org - «должен стать площадкой для общения как дизайнерского сообщества, так и тех других общественных или государственных сил, которые заинтересованы в активном развитии дизайна у нас в стране». Нынешнее состояние дизайна в России, по мнению президента РАРМП, неудовлетворительное, не раскрыт его огромный инновационный потенциал. Необходима, считает А.Иоффе, серьезная совместная работа в этом направлении.
   Ведущий секции «Промышленный дизайн», руководитель Экспертного клуба промышленности и энергетики Министерства промышленности и торговли РФ Георгий Афанасьев указал на необходимость большего внимания к промышленному дизайну. Специалисты в этой области, убежден он, кормят практически все производство, поскольку они «создают что-то», ради чего потребитель покупает товар. Сегодня ключевое направление, по мнению Г.Афанасьева, - это своего рода продюсирование в области промышленного дизайна. Дизайн-продюсер должен взять на себя весть проект в целом, отвечать за весь цикл, думать о том, как все будет работать. И сейчас, подчеркнул ведущий секции, наблюдается переход от студийной формы дизайна к продюсерской, это ключевой момент.
   «В объеме экономики промышленный дизайн занимает смехотворную, стремящуюся к нулю долю, - констатировал соведущий секции «Промышленный дизайн», президент «Центра развития дизайна» Андрей Самонаев. – И это, конечно, болезнь российской экономики, в которой создавать что-либо новое сегодня не очень почетно». Налицо, продолжил он, разрыв: власти декларируют стремление к модернизации, инновационным подходам и при этом оставляют без поддержки людей, создающих инновации. Между тем, эти люди – фанаты, создающие шедевры в силу независящих от них обстоятельств буквально «на коленке». Государству должно быть стыдно за такое положение дел, считает А.Самонаев. Конференция, отметил он, помогла более детально рассмотреть эти проблемы, в чем ее безусловная ценность.
   Модератор секции «Медиадизайн», инженер и программист Андрей Дворкин затронул проблему визуальной, медийной экологии. Электронные медиа, отметил он, привлекают большое внимание людей, оказывают на них информационное давление, все более усиливающееся. При этом молодые россияне, «родившиеся не в рубашке, но с телефоном», страдают от постоянного потока информации меньше, чем представители старшего поколения. Как преодолеть это неравенство между «цифровыми аборигенами» и «цифровыми мигрантами»? На каком языке они могут друг с другом общаться? В решении этих немаловажных вопросов велика роль медиадизайна, о чем говорилось на секции, резюмировал А.Дворкин.
   «Хороший графический дизайн в России находится на грани умирания», - заявил модератор секции «Графический дизайн», президент Академии графического дизайна Сергей Серов. Этот сектор – и это при том, что он востребован - держится только благодаря усилиям энтузиастов, и этих усилий уже не хватает. Дело в том, что графический дизайн в постсоветской России создавался силами маленьких «дерзких» студий, которые можно назвать студиями малого бизнеса. «Сейчас дизайнерский малый бизнес поколенчески перерос вот эту волну, порог энтузиазма, этот энтузиазм иссякает», - предостерег С.Серов. Создается парадоксальное положение, когда дизайн еще вроде бы есть, а дизайнеров уже нет. Причина: ни у власти, ни у бизнеса нет реальных мотивов интересоваться и заниматься дизайном. Это положение иначе как катастрофическим не назовешь, констатировал эксперт. Участники конференции согласились с ним, особенно после того, как он продемонстрировал на экране примеры неграмотного графического дизайна, в частности, надпись на стене станции метро им. Ф.Достоевского, надпись в логотипе сочинской олимпиады. «Национальный позор», - таков был приговор президента Академии графического дизайна этим «творениям».
   А.Иоффе в завершении заседания поблагодарил всех его участников. Он еще раз выразил мнение, что сайт конференции должен стать площадкой для общения профессионалов в области дизайна. Он призвал всех заинтересованных людей регистрироваться на портале, излагать свои мнения. «Мы попробуем это все систематизировать и собирать в разных форматах, чтобы более внятно артикулировать наши следующие шаги», - заключил А.Иоффе.
   ИА "Альянс Медиа"