31.08.2010  Москва: в первом полугодии бюджет столицы недополучил 10 млрд руб.

   В январе-июне 2010 г. бюджет Москвы недополучил около 10 млрд рублей из-за сокращения поступлений по отдельным налогам. Об этом сообщается в Аналитической справке об исполнении бюджета города Москвы за первое полугодие 2010 года, размещенной на сайте Департамента финансов г.Москвы.
   В I полугодии в бюджет столицы доходы поступили в объеме 586 258,0 млн руб., что составляет 108,5% к прогнозным показателям плана или 57,0% от утвержденных показателей бюджета на год.
   По сравнению с аналогичным периодом 2009 года поступление доходов увеличилось на 93 784,3 млн руб. или на 19,0%, но при этом уровень 2008 года еще не достигнут.
   Формирование ресурсной базы бюджета как и в предыдущие годы, осуществлялось, главным образом, за счет мобилизации налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, доля которых в общей сумме поступлений увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 7,5 процентных пункта и составила 79,1%.
   Выполнения плана по доходам удалось достигнуть за счет увеличения против прошлогоднего уровня объема поступлений налога на прибыль на 96 098,8 млн руб. или 53,1% и налога на доходы физических лиц - на 15 169,1 млн руб. или 8,8%. Динамика поступления доходов по этим основным источникам свидетельствует о позитивных процессах в экономике города.
   Основную долю поступлений налога на прибыль составили платежи, обусловленные результатами перерасчетов от фактической прибыли прошлого года и 1 квартала 2010 года, объем которых в марте-апреле текущего года составил 190 479,3 млн руб. или 68,8% от общей суммы поступлений по этому источнику.
   По другим видам налоговых платежей также сложилась положительная динамика, что позволило дополнительно мобилизовать в бюджет города Москвы доходы в объеме 8 780,2 млн.руб., в основном, налога на имущество физических лиц (почти в пять раз больше уровня прошлого года), транспортного налога (рост на 52,6% в связи с увеличением налоговых ставок), земельного налога (на 97,8%в связи с отменой права на льготу ряду учреждений, финансируемых из федерального бюджета).
   Вместе с темь по отдельным налогам отмечается существенное сокращение поступлений в бюджет города по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Общая сумма относительных потерь составила 9 808,3 млн руб.
   Так, в связи с изменением нормативов распределения акцизов на нефтепродукты между региональными бюджетами РФ доходы Москвы сократились на 8 778,9 млн руб., а закрытие в городе заведений по организации и проведению азартных игр снизило поступления налога на 2 640,1 млн рублей.
   По неналоговым доходам за анализируемый период поступления составили 34 051 млн руб., что выше установленных показателей кассового плана на 6 074,0 млн рублей.
   Вместе с тем, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года неналоговые доходы сократились на 17 573,5 млн. руб., или на 34,0%. Отрицательная динамика поступлений в бюджет города сохраняется по платежам от продажи права на заключение договоров аренды земли - сокращение 2 592,4 млн руб. или 79,3%, арендной плате за нежилые помещения – 1 376,5 млн руб. или 20,6%, доходам от продажи квартир – 844,3 млн руб. или 25,7%, платежам за пользование природными ресурсами – 281,1 млн руб. или 76,8%.
   Более чем в 2 раза сократились доходы от размещения временно свободных средств бюджета в результате снижения ставок по банковским депозитам, а также доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства.
   Положительная динамика неналоговых доходов сложилась только по поступлениям арендной платы за землю (1 511,6 млн руб. или 23,6%), а также плате за социальный наем жилых помещений, штрафов, санкций и платежей по возмещению ущерба, административным платежам и сборам, доходам от реализации инвестиционных контрактов, доходам от размещения наружной рекламы.
   Рядом администраторов не обеспечено задание по мобилизации отдельных источников неналоговых доходов, в частности, Департаментом имущества - по арендной плате за нежилые помещения, Департаментом жилищной политики и жилищного фонда - по доходам от продажи квартир и Департаментом земельных ресурсов – плате за право заключения договоров аренды земли.
   В I полугодии 2010 года в бюджет города Москвы поступило субвенций и субсидий из федерального бюджета на сумму 22 708,9 млн руб. Удельный вес субвенций и субсидий в общем объеме поступлений составил 3,9%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем поступлений увеличился на 5,2%.
   Расходы бюджета столицы за I полугодие 2010 года составили 486 786,7 млн руб. (86,4% от плана и 42,3% от годовых назначений). В I полугодии текущего года снизились темпы освоения лимитов бюджетных обязательств по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,7%. Следует отметить, что годовой показатель не учитывает поправки в бюджет 2010 года, принятые Московской городской Думой в июне, предусматривающие увеличение расходов на 130 798,3 млн руб. или 11,7%.
   В отчетном периоде частично продолжал действовать режим ограничения расходов бюджета, установленный Правительством Москвы в 2009 году в целях преодоления последствий экономического кризиса. Так, подверглись оптимизации ранее принятые бюджетные обязательства города по реализации мероприятий отдельных целевых программ и сроков начала строительства вновь начинаемых объектов, сохранены ограничения расходов на приобретение оборудования и проведение ремонтов, а также предельных размеров авансовых платежей при исполнении государственных заказов.
   Ужесточение контроля за размещением и исполнением государственных заказов, в том числе при постановке на учет бюджетных обязательств, явилось одной из причин снижения общего объема кассовых расходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 35 115,9 млн руб. или 6,7% и более низким процентом использования годовых лимитов по расходам бюджета, осуществляемым в форме государственного заказа, имеющих специальный признак в коде бюджетной классификации (38,1%).
   Расходы по реализации мероприятий Адресной инвестиционной программы в отчетном периоде состоялись в объеме 61 945,3 млн руб., что составляет 36,6% к годовым лимитам и на 13,1% ниже уровня предыдущего года, при этом освоение бюджетных средств Адресной инвестиционной программы осуществлялось крайне неритмично, во втором квартале расходы увеличились в 2 раза по сравнению с I кварталом текущего года.
   Из трех главных распорядителей бюджетных средств, на долю которых приходится 89,3 процента запланированных расходов Адресной инвестиционной программы, Департамент экономической политики и развития освоил капитальные вложения на 8,6%, Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства – на 20,5%, Департамент городского заказа капитального строительства – на 39,8%.
   Общая сумма недоосвоения за отчетный период по Адресной инвестиционной программе составила 105,3 млрд руб., или 63,4% годовых лимитов капитальных вложений, которые предстоит освоить во втором полугодии текущего года. Низкое освоение бюджетных ассигнований обусловлено, главным образом, отставанием заказчиков от запланированного графика выполнения работ по ряду объектов и поздними сроками утверждения титульных списков строек, что вызывает задержку проведения конкурсных процедур по вновь начинаемым объектам.
   По главным распорядителям, не входящим в состав комплексов городского управления, в анализируемом периоде использование бюджетных средств сложилось в сумме 54 210,5 млн руб., что составляет 37,2% от годовых объемов и на 4,0% превышает аналогичные показатели 2009 года. Наиболее низкое использование бюджетных ассигнований сложилось у Департамента продовольственных ресурсов - 7,3%, Департамента науки и промышленной деятельности - 19,0%, Департамента потребительского рынка и услуг – 22,5%.
   Кассовые расходы получателей бюджетных средств окружного уровня в I полугодия 2010 года составили 136 885,3 млн руб. или 95,5% от объема, заявленного в кассовом плане, что на 17 061,4 млн руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост расходов сложился практически по всем направлениям использования бюджетных средств административных округов города Москвы и вызван необходимостью индексирования на планируемые темпы инфляции социальных выплат и расходов на оплату труда с начислениями, а так же расходов на функционирование жилищной и коммунальной инфраструктуры, содержание объектов дорожного хозяйства и благоустройства.
   По состоянию на 1 июля 2010 года кассовые расходы по городским целевым программам состоялись в объеме 78 590,8 млн руб., что составляет 40,1% от уточненного годового плана (196 035,7 млн рублей).
   Из 35 действующих в 2010 году целевых программ по 10 программам утвержденные годовые лимиты использованы менее чем 10%, по 19 - менее 50% и только по одной Среднесрочной целевой программе сохранения объектов культурного наследия использовано более 50% выделенных ассигнований.
   При этом по 3 целевым программам (повышение надежности энергоснабжения наземного городского пассажирского электрифицированного транспорта; по развитию единого геоинформационного пространства и по развитие земельной реформы) государственные заказчики до настоящего времени так и не приступили к выполнению утвержденных мероприятий.
   По-прежнему неудовлетворительно осваиваются средства по ГЦП «Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 годы и перспективу до 2020 года». Если в первом полугодии 2009 года финансирование не было начато, то в I полугодии текущего года освоение средств составило лишь 0,9%.
   Подводя итоги, Департамент финансов г.Москвы сообщает, что в результате исполнения бюджета за I полугодие 2010 года сложилось превышение доходов над расходами (профицит) в сумме 99 471,4 млн рублей.
   Общий остаток средств бюджета города Москвы на 1 июля 2010 года увеличился по сравнению с началом года на 102% и составил 246,5 млрд руб. Временно свободные средства размещались на банковских депозитах.
   ИА "Альянс Медиа"