26.08.2010  Тульская область: профессия бизнес-тренер вновь становится актуальной

   Лет десять назад на крупных тульских предприятиях и фирмах наблюдалась мода на психологов: некоторые из них, включая, например, банки или даже таксопарки, открыли соответствующие вакансии. Сейчас такой штатной единицы попросту нет. Вместо нее - менеджеры по управлению персоналом и обучению персонала или, как их еще называют, бизнес-тренеры.
   На специалистов по персоналу сейчас огромный спрос. Чаще всего это люди с опытом ведения тренингов и экономическим, а не психологическим образованием, так как психологов руководители тульских организаций побаиваются, рассказывает тулячка Анна, профессиональный консультант по управлению и тренер.
   По ее словам, сегодня организации нужен человек, который будет «обслуживать» руководителя, способствовать получению прибыли и только. Такой специалист смотрит на трудовой процесс со стороны, указывает на организационные ошибки. А вот создание благоприятного климата в коллективе - это не к нему. Например, в задачи бизнес-тренера не входит умиротворение недовольных зарплатой сотрудников. Напротив, хороший менеджер по персоналу знает: небольшая неудовлетворенность работника величиной оклада, если это обстоятельство грамотно использовать, может сработать как дополнительный стимул трудиться лучше и эффективнее. Продумывать подобные ходы, кстати, входит в обязанности специалиста по кадрам.
   Менеджер по персоналу особенно нужен организации тогда, когда в ее укладе что-то сильно меняется. «Сейчас для нашей организации главная задача - создать максимальные удобства нашим клиентам, - говорит Светлана, начальник сектора обучения и развития персонала одного из тульских банков. - Это значит, что работникам старой закалки нужно многое в себе поменять, поэтому обучающая, то есть тренинговая, работа проводится очень большая".
   По словам бизнес-тренеров, большинство «тренингуемых» с удовольствием принимают участие в занятиях. Как правило, это очень интересно. Упражнения самые разные: от простого, но эффективного натаскивания до игр, похожих на детские забавы.
   "Для того чтобы научить убеждать клиента, мы предлагаем поиграть в «кошки-мышки». Ведущий - мышь, его задача: среди игроков-котов найти единственного дружелюбного кота Леопольда. При этом все «коты» специально прикидываются добряками, оттачивают навык убеждения", - рассказывает Анна.
   После каждого упражнения обязательно «разбор полетов», в процессе которого участник тренинга анализирует, что он сделал правильно, а где прокололся.
   Один игрок, лучше всех выдавший себя за того самого кота Леопольда, признался, что он просто представил, что искренне любит всех «мышей». Эту стратегию легко перенести в рабочую ситуацию. К примеру, не всегда приходится предлагать тот товар, который приобрел бы сам, приходится чуть-чуть лукавить, поясняет тренер. Этот тренинг может быть использован в совершенно, казалось бы, разных сферах. Неумение банковского работника вежливо ответить на услышанное от клиента: «Процент высокий», а официанта: «Суп холодный» - это одна и та же проблема.
   Подбор подходящей обучающей программы обычно происходит после диагностики. Методы здесь используются как раз психологические: тесты и интервью. Тесты позволяют быстро и точно нарисовать психологический портрет сотрудника. Представить же его в деле поможет интервью: сотруднику предлагают различные рабочие ситуации, а он должен рассказать о том, как бы повел себя в них.
   Диагностируются обычно не рядовые сотрудники, а потенциальные управленцы. А самый верный способ оценить простого служащего - испытательный срок, поясняет Анна.
   Квалифицированные бизнес-тренеры нарасхват, и платят им немало - в среднем за проведение одного тренинга тульский специалист получает от 2 000 рублей и выше. Кстати, деятельность бизнес-тренеров считают полезной не только нанимающие их руководители предприятий, но и те, кто прошел обучение.
   "После тренинга все свои ошибки при общении с клиентами увидела как на ладони, - признается Татьяна В., банковская служащая. - А еще я научилась возражать или отказывать клиенту, не обидев его. Я будто увидела себя глазами клиента. Например, никогда не задумывалась о том, что фоновая музыка может кого-то из приходящих к нам людей раздражать. Теперь в рабочее время у нас тишина". Сообщает газета "Молодой коммунар".
   ИА "Альянс Медиа"