11.06.2010 Москва: все больше покупателей посещают экономмагазины МБ Первая июньская деловая неделя (31.05-04.06.10) прошла под знаком роста индикатора торговой активности магазинов МБ «у дома» по сравнению с тем, который был зафиксирован в мае. Балансовый индекс (БИ), при расчете которого учитываются еженедельные изменения по 18 показателям, разносторонне описывающих деятельность анализируемой группы торговых заведений, поднялся к уровню 135,9 процентного пункта (при значениях БИ свыше 100 единиц, согласно используемой методике, можно говорить, что в деятельности магазинов преобладают позитивные тенденции). Прирост к уровню мая составил 3,6 процентного пункта. Указанная величина сводного БИ была зафиксирована после обработки текущих данных еженедельного мониторинга бизнес-тенденций в сфере малого бизнеса Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами всех столичных округов. Данные о ситуации в сфере деятельности торговых точек малого бизнеса, участвующих в реализации московской программы развития шаговой торговли, поступают от «первых лиц» магазинов экономкласса, включившихся в разное время в данный проект, имея при этом и многообразный опыт торгового предпринимательства, и разный кадровый потенциал (от микро- до малых предприятий). Накопленная база на настоящий момент приближается к 8 тысячам единиц наблюдения. Если описывать сложившуюся ситуацию непосредственно внутри торговых заведений, то нужно отметить, что, по сравнению с маем, темп роста комплексного балансового показателя составил 104,4%. При этом на прошедшей неделе вдвое увеличилась доля МШД, где был обозначен рост торговых оборотов (с 8,3% до 16,8%). На 2,9% стало меньше торговых точек, работавших с убытками. В целом количественно группа магазинов, где объемы реализации росли (47,4%) или были стабильными (40,6%), на 17,8% перевесила группу МШД, где они падали (39,6%). В начале июня не изменилась доля экономмагазинов, не изменявших ценовую планку. Их численность осталась на уровне 45,5%. Кроме того, некоторой части торговых точек (3,0%) удалось снизить цену реализации. Одновременно несколько снизилась (на 2,2%) доля магазинов, где собственные цены увеличивались. Вполне вероятно, что ситуация с ценообразованием в ближайшей перспективе мало изменится, так как в МШД пока не собираются пересматривать ценовую политику на предстоящие три месяца. Как и в мае, только в каждом четвертом торговом заведении (25,0%) придерживаются повышающей ценовой политики. Умеренное поведение магазинов МБ экономкласса в ценообразовании, в частности, стало следствием уменьшения внимания к снижению торговых издержек. В начале июня стала преобладающей доля магазинов, в которых затраты на продажи остаются стабильными или меньшими: 47,6% «первых лиц» торговых заведений указали на это обстоятельство. 42,6% сумели удержать издержки на одном уровне, а 50,8% снизить их. В мае находившихся в подобном состоянии МШД насчитывалось 44,2%. На отчетной неделе представителями МШД отмечается снижение ценового прессинга со стороны поставщиков. В мае преобладали ответы (50,9%), что контрагенты продолжают выставлять повышенные ценовые требования. Последние опросы выявили, что балансовый индекс «Чужие цены» преодолел нулевой уровень и «пробился» в зону благоприятных значений на уровне 102,0 процентных пункта. 48,5% МШД явно не почувствовали увеличения ценового давления, а 46,5% продолжают испытывать его. Тем не менее в подавляющей группе МШД (71,3%) не изменились фонды стимулирования персонала. Более того, количество находящихся в таком положении торговых заведений прибавилось к маю на 3,2%. Заметному числу магазинов удалось увеличить фонды оплаты труда (13,9%). Кроме того, стало меньше (на 6,4%) торговых точек (11,3%), где возможности поощрения работников сокращались. Более детальное описание основных тенденций в развитии МБ Москвы, подготовленное Информационно-аналитическим управлением НП «Московский центр развития предпринимательства», приводится в разделе «Мониторинг финансового кризиса» портала «Аналитика малого предпринимательства». ИА "Альянс Медиа" |