08.06.2010 Москва: меры поддержки малого и среднего бизнеса показали себя эффективными Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2011-й год и плановый период 2012-го и 2013-го годов был рассмотрен на заседании правительства Москвы, прошедшем 8 июня. Представляя прогноз, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Марина Оглоблина отметила, что он сделан на основании тенденций продолжившегося в начале года роста городской экономики. «Если в 2009-ом году рост по базовым отраслям составлял всего 0,3%, то в 2010-ом году он уже равен 1%. Падение промышленного производства в 2009-м году за январь-апрель составило 25%, за аналогичный период 2010-го года – 1,6%. Наблюдается и значительный рост отгрузки товаров. Подъём обеспечен в значительной степени обрабатывающими производствами столицы, давшими до 80% роста», - заявила М.Оглоблина. Расширяется и потребительский спрос: на 2,7% выросли доходы населения, инфляция составила 8% против 11% в 2009-м году. Растут пенсии, пособия, заработная плата, возобновился помесячный рост инвестиционной активности, идёт сокращение безработицы. Наблюдается рост товарных запасов предприятий. «Есть основания полагать, что в ближайшей перспективе большая часть доходов населения будет расходоваться на потребление, а не сберегаться, как в острую фазу кризиса», - считает М.Оглоблина. Базируясь на текущих положительных тенденциях наметившегося экономического роста, Департамент экономической политики и развития города Москвы составил умеренно оптимистический прогноз социально-экономического развития столицы, основанный на сценарии восстановления мировой экономики и экономики страны в целом, стабильных ценах на нефть и газ. «Мы взяли за основу увеличение числа рождений в городе и увеличение числа учащихся школьных и дошкольных учреждений, а также уменьшение трудоспособного населения. Мы считаем, что дополнительной проработки требует тарифная политика, от которой слишком многое зависит в нашей экономической действительности. В любом случае нам понадобится дополнительно оптимизировать управленческие расходы, чтобы к 2013-му году выйти на уровень 2008-го, тем более, что восстановление экономики пока идёт медленнее, чем ожидалось», - подчеркнула М.Оглоблина. Одной из причин такого положения может быть недостаточное внимание к инновациям, доля которых в московской экономике составляет всего 10%. «Мы плохо привлекаем к инноватике частный бизнес, не даём преимущественных прав на рынке отечественным товарам. План госзакупок с обязательным инновационным компонентом, правда, утвержден и будет способствовать внедрению в экономическую практику механизмов государственно-частного партнерства, однако речь сегодня идёт уже о налоговых преференциях инновационным предприятиям», - заметила М.Оглоблина. В столице, как и по стране, низок темп обновления основных средств. «Что касается малого и среднего предпринимательства, есть все основания полагать, что льготы и преференции для него будут сохранены. Проблема спроса на продукцию малых предприятий и нежилые помещения всё еще актуальна. Столица делает в области поддержки МСП достаточно: снижаются налоговые ставки, работают фонды поддержки, в том числе малых предприятий научно-технической сферы, есть венчурная компания, планируется учредить и инновационный центр малого бизнеса в виде центра коллективного пользования», - продолжила М.Оглоблина. По ее словам, логистическая структура торговли в Москве еще не полностью отвечает современным требованиям эффективности. Требуется активизировать процесс постановки земельных участков на кадастровый учёт, восстановить инвестиционный потенциал столицы, допустив в эту сферу частный бизнес, для чего ввести упрощённые процедуры аукционов, выставляя на них готовые, комплексные продукты со всеми подключенными системами жизнеобеспечения. «Необходимо расширить адресную инвестиционную программу за счёт средств города, отладить систему строительства, применяя в нём самые современные процессы и современные материалы, вовремя подводя коммуникации к строящимся объектам, снижая ставки по ипотеке», - считает М.Оглоблина. Особое внимание она уделила вопросам кредитования юридических лиц: ставки по таким кредитам и в дальнейшем должны уменьшаться. «Создание международного финансового центра в Москве требует от нас создания удобной инфраструктуры, особенно транспортной, внедрения принципов энергоэффективности, аудит которой на объектах социальной сферы даже еще не начат, а реальные предложения от бизнеса у нас уже есть. Предстоит пересмотреть расценки по основным видам работ в городе, создать рынок управляющих компаний, обеспечить ясные условия работы автономным учреждениям», - перечислила М.Оглоблина. Она выделила в отдельную категорию проблему детских садов, которых должно быть построено не меньше 160, но еще больше следует вернуть в городскую собственность Москвы. В ближайшее время потребуется дополнительно не менее 40 тыс. мест в детских садах. «Здесь мы сталкиваемся с проблемой эффективного использования городского имущества. Остаётся добавить, что городу нужна цельная система экологического мониторинга, инвентаризация информационных ресурсов с принятием единых норм и правил их эксплуатации, развитие системы помощи инвалидам, дополнительные меры по развитию туризма, увеличение ввода социального жилья. Предлагаю поддержать представленный прогноз и утвердить проект постановления правительства Москвы по данному прогнозу», - заключила М.Оглоблина. Министр правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы Юрий Коростелев заметил, что в прогнозе присутствуют определённые допуски и неопределённости. «Работа по формированию бюджета города до 2013-го года уже ведётся, и социальная направленность его очевидна. Отказываться от социальных обязательств нельзя, но простая индексация их не представляется возможной. Выходом из создавшегося положения может послужить эффективное использование бюджетных средств, экономия, снижение госдолга до безопасного уровня, но формирование бюджета будет проходить в очень жёстких условиях, при тщательной оценке эффективности всех показателей и статей расхода», - предупредил Ю.Коростелев. Министр правительства Москвы, руководитель Департамента науки и промышленной политики города Москвы Евгений Пантелеев предложил поддержать прогноз, основываясь на том, что его показатели базируются на наметившейся стабилизации городской промышленности. «После обвального падения прошлых лет и при оказанной городом поддержке московская промышленность восстанавливается. Мы остановились на умеренном сценарии, согласно которому рост к концу 2010-го года составит 101,5%», - сообщил Е.Пантелеев. Ситуация существенно изменилась именно в апреле 2010-го года, когда «в минусе» остались всего две сферы промышленности – полиграфия и предприятия, производящие строительные материалы. «Первое – результат ухода с полиграфического рынка малых предприятий, снижение госзаказа, второе – результат недостатка инвестиций», - пояснил Е.Пантелеев. В производстве машин и оборудования перелом уже достигнут. Для закрепления успеха Москве требуется еще 5-6 зон промышленного развития. Еще слишком низка доступность кредитов: предприятия подводят некачественные балансы, низка стоимость активов. «Позитивно создание реестра инновационной продукции, однако к нему следует принять закон об инновационной деятельности, а также перераспределить госзаказ в пользу инновационных предприятий. Мы зря отказались от такого интересного и эффективного инструмента, как бюджетные кредиты. Он ничем себя не опорочил, и о его возобновлении следует вести речь в Государственной думе», - предложил Е.Пантелеев. Касаясь проблемы госкорпораций, он заметил, что московские предприятия, относящиеся к «Ростехнологиям», планируется в соответствии с планами оптимизации деятельности госкорпорации вывести из Москвы, а на их месте построить социальное жильё. «Это опасная тенденция. Надо договориться с госкорпорацией таким образом, чтобы решение было компромиссным и интересы города при этом не ущемлялись», - заключил Е.Пантелеев. Руководитель Департамента имущества Москвы Владимир Силкин заявил, что кризис наиболее сильно ударил по рынку недвижимости. «Одобряя консервативную стратегию прогноза, вынужден заметить, что город предпринимает все возможные меры по восстановлению рынка недвижимости, поддерживая ГУПы, предоставляя рассрочки за право аренды земли и т.п. Важно сохранить в городской собственности эффективно используемую недвижимость, поддерживая тем самым малые предприятия, но ГУПы, которые используют помещения неэффективно, оставаться в городской собственности не должны», - считает В.Силкин. Только высококапитализированные акционерные общества, по его словам, останутся в городской собственности. На них будет введено стратегическое бизнес-планирование, внедрена система подготовки кадров, способных составить эффективный бизнес-план, то есть решить проблему качества заёмщиков, стоящую сегодня перед банками. В настоящее время Департамент имущества ищет подходы к оптимизации доходов от имущества, находящегося в оперативном управлении. В.Силкин призван поддержать прогноз социально-экономического развития Москвы. Министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы Михаил Вышегородцев, отметил, что Городская целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на 2010-2012 гг. осуществляется сегодня таким образом, чтобы не допустить безработицы и к 2013-му году восстановить экономические параметры столицы, модернизировав производство и активизировав инвестиционные и инновационные процессы в городе. «Комплекс мер, предусмотренных программой, снижает напряжение на рынке труда, способствуя повышению занятости и самозанятости. Система субсидирования предпринимательской деятельности позволяет получить до 300 тыс. рублей безвозмездно и до 5 млн рублей - на основе софинансирования. В 2010-ом году субсидии города получили 940 субъектов малого предпринимательства», - сообщил М.Вышегородцев. Им предстоит создать не меньше 1000 новых рабочих мест. Департаментом уделяется повышенное внимание подготовке и переподготовке кадров. В текущем году предполагается обучить 22 тыс. человек, методом дистанционного бизнес-образования – 48 тыс. «Нами размещено 4700 вакансий в Кадровом агентстве малого и среднего бизнеса, средняя зарплата по которым составляет 30 тыс. рублей. По нашим подсчётам, в городе работает 400 инновационных предприятий, а 18 тыс. могут внести вклад в инновационное развитие города в самых разных сферах деятельности. Им за три года будет оказано 180 тыс. адресных услуг», - заявил М.Вышегородцев. Вторая половина 2010-го года явственно обозначила рост деловой активности малых предприятий. На поддержку сферы дополнительно выделено 100 млн рублей. Департамент выступает за единый реестр инновационной продукции и 10%-ную обязательную квоту на инновационные товары при горзакупках. «Подобная мера станет базой для восстановления экономики», - подчеркнул М.Вышегородцев. Департамент ожидает постановления правительства Москвы о предпринимательстве в молодежной среде, проект которого будет рассмотрен в июне. «Льготы малым предприятиям будут сохранены. Следует внимательнее рассмотреть проблему изменения показателей по доходности от аренды: или отменить эти льготы вообще, или сделать так, чтобы они касалась всех малых предпринимателей столицы, а не только тех, кто арендует городское имущество», - предложил в заключение М.Вышегородцев. Руководитель Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Владимир Малышков откликнулся на претензию М.Оглоблиной в том, что логистика на территории города не окончательно оформилась как единая система. «На территории города действительно мало логистики, но за пределами Москвы ее достаточно, и 80% ее работает на Москву. Недавно введен 1 млн кв. м, будет введено в текущем году еще 800 тыс. Мы научились ввозить продукцию в город не фурами, а малотоннажным транспортом, в основном в ночной период», - заметил В.Малышков. Первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития города Москвы Юрий Росляк рекомендовал принять прогноз социально-экономического развития города, сделанного «с достойной степенью консерватизма». «На этой базе будет строиться проект бюджета, финансовый план на 2012-2013гг. Рациональная бюджетная политика позволит улучшить бюджетные показатели», - уверен Ю.Росляк. Он призвал уделить особое внимание проблемам госзакупок, энергосбережения, привлечения инвестиций и внедрения механизмов государственно-частного партнерства, стимулирования инноваций на малых предприятиях, проблемам при устройстве технопарков и промышленно-научных кластеров, вопросам совершенствования системы учёта реальных доходов предприятий, а также транспортной стратегии города, которая должна быть согласована с федеральной. Мэр Москвы Юрий Лужков, подводя итоги заседания, похвалил прогноз за тщательность и согласованность с другими нормативными документами города. «Из-за позиции Минфина мы в свое время утратили дорожные фонды, и это положение нужно исправлять. Кризис никуда не ушёл. Мы поставили себе задачу удержать ситуацию с занятостью, не выйти за пределы 1%-ной безработицы, и с этой задачей справились. Мы поддержали инвалидов, ветеранов, детей и будем продолжать их поддерживать», - заверил мэр Москвы. По словам Ю.Лужкова, меры поддержки малого и среднего бизнеса показали себя эффективными. Крупные средства на стимулирование начальной фазы предпринимательства, инкубаторов, компенсацию процентной ставки по кредитам, малоразмерные кредиты сыграли свою позитивную роль в том, что малый бизнес продолжает работать качественно и эффективно. Хорошо показали себя и меры экономии – снижение доходности бюджета по налогам компенсировано резервированием и отказом от системы премирования чиновников. Произведено сокращение сроков оформления документов. Проблемой остаются тарифы, ввод энергосберегающего оборудования в жилом секторе. «Если энергосберегающая лампа служит в несколько раз меньше, чем обычная, какое же это энергосбережение? Это просто набивание кармана недобросовестному производителю», - отметил Ю.Лужков. Он обратил внимание на отказ в 2010-ом году федеральных властей от строительства метро, заявив, что предложение министра финансов РФ А.Кудрина по этому вопросу «неправильно». «Мы увеличим бюджет дорожного строительства на 23 млрд рублей, имея в виду, что городу надо менять всю транспортную политику, привязав ее к программе международного финансового центра. Программа уже есть, ее стоимость 4 трлн рублей, и мы будем ее выполнять», - заявил Ю.Лужков. Острее даже жилищной проблемы выглядит сегодня вопрос о детских садах. «Если в 2007-ом году мы получили первую сотню тысяч новорожденных, то в 2009-ом году их у нас родилось уже 116 тыс., и это значит, что в 2011-ом году нам надо выйти на уровень 2008-го года по строительству детских садов – по 100 новых в год. И, разумеется, надо предпринять все возможные, в том числе жёсткие меры, по возврату детских садов, сдаваемых сегодня в аренду коммерческим и некоммерческим организациям, снять очереди в детские сады», - призвал Ю.Лужков. Он дал разработчикам прогноза десять дней для учёта всех прозвучавших на заседании замечаний и предложений. ИА "Альянс Медиа" |