26.05.2010 Москва: МСБ уверенно встречает День предпринимательства Темп роста сводного показателя «Предпринимательская активность» накануне Дня российского предпринимательства в нынешнем году составил 110,7% от прошлогоднего значения. День предпринимательства в 2009 г. МСБ встречал с активностью в 115,4 условной единицы, а теперь - на уровне 127,7 пункта, и сейчас еще более уверенно обосновался в благоприятной зоне. К таким выводам пришли специалисты Информационно-аналитического управления НП «Московский центр развития предпринимательства» на основе детального рассмотрения значений большой группы показателей, получаемых в процессе мониторинга малого и среднего предпринимательства, проводимого с ноября 2008 года НП МЦРП совместно с территориальными центрами развития предпринимательства во всех столичных округах в еженедельном режиме. Регулярно опрашиваются владельцы и руководители микро-, малых и средних предприятий с разным предпринимательским стажем и опытом работы в многообразных сферах городского хозяйства. Накопленная база наблюдений на данный момент превысила 12 тысяч единиц. Только по 3-м из 19-и анализируемых показателей в 2010 году был выявлен спад. В группе лидирующих по темпам роста показателей, прежде всего, оказались ценовые взаимоотношения с контрагентами. Соответствующий балансовый индекс улучшился в 2,2 раза. Через год доля предприятий МСБ, свидетельствующих о продолжающемся росте закупочных цен, сократилась на 28,7% и составляет, согласно последнему опросу, 45,2%. Одновременно на 20,2% стало больше ответов, что ценовой режим остается стабильным (35,2% против 15% в прошлом году). Кроме того, хотя и незначительно, но увеличилась численность (на 3,0%) предпринимателей, свидетельствующих о снижении ценового предложения со стороны поставщиков. На этом фоне более обнадеживающей выглядит ценовая политика предприятий в ближайшей перспективе. 44% предприятий в ближайшие три месяца ориентируются на поддержание собственных цен на неизменном уровне. Год назад такой тактики придерживались только на каждом третьем предприятии (33%). Одновременно МСБ реже стал высказываться о том, что цены придется повышать (на 9%). В 2009 году на это ориентировалась примерно треть малых фирм (32%). Тем не менее по прежнему остается немногочисленной доля хозяйствующих субъектов, готовых пойти на снижение собственных цен, – 4%. Прошедший год завершился в лучшую сторону по уровню затрат на производство. На 18,2% возросла доля малых фирм, которые затраты на производство стали удерживать на неизменном уровне (44,3%) или даже сокращали их (6,0%). Явно меньше стало и количество предприятий (на 20,9%), которым не удалось избежать увеличения затрат (38,6%). В результате адекватный БИ вышел из неблагоприятной зоны (71,2 пункта) в сторону позитивных значений (111,7 пункта), улучшившись более чем в 1,5 раза. Накануне Дня предпринимательства-2010 улучшилась ситуация по реализации продукции. Почти на половине обследованных предприятий (47,5%) объемы продаж были или стабильными (38,1%), или увеличенными (9,4%). В прошлом году количественно преобладали производители, сталкивавшиеся с сократившимися объемами реализации. Их доля составляла 48,4%. В итоге соответствующий балансовый индекс перебрался из зоны отрицательных значений (94,7 пункта) в позитивную область (105,5 пункта). Есть основания ожидасть, что ситуация с объемами продаж на предприятиях малого бизнеса не ухудшится. Подавляющее большинство из них (68,0%) планируют в ближайшие три месяца или сохранить реализацию на достигнутом уровне (37,0%), или нарастить ее (31,0%). Не надеются выдержать производственный темп только 7,0% малых фирм. Если говорить об изменениях оценок внешнеэкономических условий, можно констатировать, что в 2010 году значения всех восьми индексов превосходят прошлогодний уровень. Благоприятные перемены, кроме выше отмеченных изменений во взаимодействии предприятий с поставщиками по поводу цен, явно коснулись оценок уровня рискованности дальнейшего ведения бизнеса. Индекс «Изменение условий для бизнеса» прибавил 44,1 единицы, что означает значительный перевес оптимистов над пессимистами (в соотношении 48,6% к 26,1%). В прошлом году все было наоборот. Более детальный обзор бизнес-процессов в малом бизнесе Москвы, подготовленный Информационно-аналитическим управлением НП «Московский центр развития предпринимательства», представлен в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства». ИА "Альянс Медиа" |