21.05.2010 Москва: в стратегии посткризисного развития - ставка на малый и средний бизнес На прошедшей 21 мая 10-й конференции «Регионы и города России: организация финансирования инвестиционных программ и инноваций на современном этапе» большое внимание уделялось проблеме развития малого и среднего предпринимательства как одного из локомотивов роста экономики. Отмечалось также, что руководство Москвы рассматривает малое и среднее предпринимательство как главный локомотив роста экономики. В своем выступлении первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы Александр Карпов поделился опытом создания и функционирования системы поддержки малого и среднего бизнеса в столице. По его словам, перспективы развития экономики на ближайшие 5-7 лет будут связаны с качеством и скоростью развития внутреннего спроса. Как показали тенденции двух кризисных лет, в России удалось построить экономику, ориентированную на экспорт, но при сковывании всех рынков, прежде всего, кредитования и сбыта продукции, произошло падение ВВП. Поэтому рассматривать перспективы развития региональных экономик невозможно без поиска механизмов, формирующих новое качество внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного. При этом инвестиционный спрос должен быть как со стороны крупных, так и малых и средних компаний. А. Карпов сообщил, что сегодня малый бизнес Москвы – это 362 тыс. предприятий и индивидуальных предпринимателей, 2,3 млн занятых, или 32% экономически активного населения столицы. Малый бизнес обеспечивает 28-29% ВРП, с добавленной стоимостью в 750 млрд рублей, 600 трлн рублей оборота и 1,5 трлн рублей выручки в год. Первый заместитель руководителя ДМСП г. Москвы подчеркнул, что, как показал кризис, малый и средний бизнес – «это подушка безопасности экономики». Несмотря на трудности, при снижении выручки на 15-20%, прибыли на 40-50% и увеличении ставки кредитования, количество малых и средних компаний не изменилось. Более того, именно в этом секторе создавались дополнительные рабочие места, за 2009 год - 73 тыс. Как пояснил А. Карпов, фактически на рынке труда наблюдалась миграция трудовых ресурсов из крупного бизнеса и банковского сектора в малый и средний бизнес. Он считает, что малому и среднему бизнесу удалось устоять в кризис за счет того, что он был ориентирован на внутренний спрос. Нацеленность на конечное потребление помогла поддержать экономику МСБ. Кроме того, пояснил А. Карпов, в условиях кризиса были переформатированы программы поддержки малого и среднего бизнеса. В первую очередь они были нацелены на оказание прямой финансовой поддержки, а также косвенной поддержки - такой, как развитие гарантийных механизмов. По словам первого заместителя руководителя ДМСП, с Фондом содействия кредитованию малого бизнеса Москвы работают 25 коммерческих банков. Он отметил, что в кризис малый бизнес старался максимально сократить кредитную нагрузку и вернуть кредиты максимально быстро. Несмотря на рост задержек по платежам с 3% до 7-9% по кредитному портфелю МСБ, в целом дефолты не превысили показатели аналогичных портфелей банков по потребкредитам и ипотеке. Сегодня, как отметил А. Карпов, есть тенденция к снижению дефолтов в кредитном портфеле МСБ, что говорит о том, что этот сектор остается наиболее устойчивым и надежным клиентом коммерческих банков. Именно по этой причине не только в Москве, но и в других регионах банки активно внедряют программы поддержки кредитования малого и среднего бизнеса. «Банки понимают, что внутренний спрос – это драйвер экономики на ближайшие годы и поэтому активно открывают лимиты по кредитованию малого и среднего бизнеса. Именно эта тенденция создаст условия для пополнения налоговой базы регионов в перспективе», - считает А. Карпов. Он обратил внимание региональных властей на важность таких инвестиционных механизмов, как гарантийные фонды и имущественная поддержка. Последний особенно важен для начинающих предпринимателей. «Важно помнить, что чем больше начинающих предпринимателей в регионе, тем больше вероятность, что спустя 3 года будут созданы новые субъекты экономического развития. Но именно в первые три года очень важно поддержать рост начинающего бизнеса, как это и делается в Москве», - отметил он. В заключение своего выступления А.Карпов напомнил о действующих на территории Москвы программах поддержки МСБ, прежде всего, финансовой и имущественной, реализуемых за счет бюджета города и направленных на основную цель – максимально снизить непроизводственные издержки малого бизнеса на начальном этапе и упростить доступ к инвестиционным ресурсам, а также перераспределить среднесрочные и долгосрочные риски за счет гарантийного фонда между банками, государством и непосредственно предпринимателем. Первый замруководителя ДМСП также обозначил основные инструменты экономической политики регионов, которые необходимо разработать. Первый должен быть связан с инвестиционной активностью капитала. Это должна быть программа долгосрочного планирования или долгосрочных закупок на период не менее 5-10 лет. Такие долгосрочные планы региональных властей должны быть оформлены законодательно и давать бизнесу возможность планировать свою деятельность, согласовывая ее с банками. Такой подход позволит банкам формировать свои долгосрочные планы по финансированию в виде кредитов и выпуска облигационных займов, что обеспечит инвестиционный спрос со стороны малого и среднего бизнеса. Именно госзаказ, по его мнению, является основным рычагом для формирования инвестиционного спроса со стороны экономических субъектов. Второй из предложенных им инструментов – специальные облигационные займы для растущего среднего бизнеса. «С учетом того, что у банков сегодня запредельная ликвидность и ограниченное количество инструментов с вменяемыми доходностью и качеством риска, такой механизм позволит при балансе доходности и риска инвестировать средства до 200 млн руб. и может стать в регионах инструментом широкого финансирования. Это может быть как облигационный заем, ограниченный 25–тью процентами собственного капитала среднего бизнеса, но при гарантии фонда или бюджетной гарантии. При грамотном подходе такие востребованные продукты могут разойтись на региональном рынке, как горячие пирожки в базарный день», - заключил А. Карпов. ИА "Альянс Медиа" |