20.05.2010  Г.Полтавченко: малый бизнес ЦФО – вчера, сегодня, завтра

   19 мая в ИА «Гарант» прошла пресс-конференция Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Георгия Полтавченко на тему «10 лет институту полпредства. Центральный федеральный округ: итоги и перспективы». Показательно, что в подавляющем большинстве вопросы интернет-аудитории и журналистов касались не социальных аспектов, а проблем преодоления коррупции, перехода экономики на инновационный путь развития, текущего состояния малого и среднего предпринимательства и перспектив его развития.
   Г. Полтавченко сообщил, что Центральный федеральный округ считается локомотивом экономики России, обеспечивая 30% валового продукта всей страны. Полпред считает, что вопросы округа, связанные с межрегиональной интеграцией, в первую очередь экономической, практически решены. Регионы очень плотно работают между собой на взаимовыгодной основе. По словам полпреда, Центральному федеральному округу больше повезло, так как один из входящих в него регионов - Москва, столица России – это очень мощный, емкий рынок. Поэтому экономика других регионов, и не только входящих в ЦФО, примерно на 70% развернута именно на наполнение московского рынка.
   Г.Полтавченко подвел итоги работы за прошедшие 10 лет, подчеркнув, что задачу удвоения ВРП к 2012 году округ выполнил уже в 2008 году в основном за счет таких ведущих регионов, как Москва и Московская область. Показательно, что, несмотря на кризис, в 2009 году с этой задачей справилась Тамбовская область. В ближайшее время удвоят ВРП Калужская, Брянская, Курская области.
   За 10 лет индекс промроизводства в округе вырос в 2 раза, производство мяса - более чем в 2 раза, мяса птицы – в 4 раза. Если 10 лет назад население, живущее за чертой бедности, составляло 36%, то по итогам 2009 года этот показатель составил 12%. Выросла и покупательная способность – среднестатистический гражданин ЦФО может купить в 2 раза больше молока, мяса, рыбы, картофеля, чем 10 лет назад, и в 3 раза - риса и сахара. Полпред пояснил, что на данный момент ЦФО - крупнейший в стране производитель сельскохозяйственной продукции. При этом по уровню и качеству жизни населения он не является передовым. Решение этой проблемы остается главной задачей на ближайшую перспективу для глав субъектов РФ, входящих в округ.
   Тем не менее за 10 лет в 1,5 раза увеличилась обеспеченность автомобилями жителей ЦФО, в среднем на 100 домохозяйств приходится более 40 автомобилей, в ряде регионов этот показатель превысил отметку 50. Показательно, что жители ЦФО активно используют мобильную связь: за 10 лет в 30 раз увеличилось общее количество мобильных телефонов, а из расчета на одного жителя округа в среднем приходится 2 телефона.
   Касаясь проблем взаимодействия власти и бизнеса, Г. Полтавченко отметил, что в ЦФО оно строится в режиме диалога. Со дня создания института полпредства в ЦФО взаимодействие с бизнесом строилось на принципах привлечения предпринимателей к решению социально-экономических задач, стоящих перед регионами округа. В частности, такой непростой вопрос, как поиск путей выхода из кризиса, решался совместно.
   На вопрос, какие проблемы действующего федерального и регионального законодательства тормозят развитие малого и среднего бизнеса, Г. Полтавченко ответил, что на сегодняшний день практически не осталось законодательных пробелов, препятствующих развитию малого бизнеса. «Есть две другие причины, мешающие бизнесу нормально развиваться, - бюрократизм и коррупция».
   По его мнению, «лечение» этой болезни невозможно только за счет инициативы на уровне главы государства - очень важно участие всего населения. Поэтому, с одной стороны, необходимо вводить такой порядок работы служащих, который исключал бы возможность злоупотреблений служебными полномочиями, но, с другой, население должно иметь полный доступ к информации о доходах чиновников и их обязанностях. Тогда будет возможен полноценный гражданский контроль за работой властных институтов. «Можно принимать законы, ужесточать наказания за коррупционные преступления, но если неприятие коррупции не будет поддержано самыми широкими слоями населения, мы так и не сдвинемся с места. И пока наши предприниматели будут осуждать коррупцию на кухне с друзьями, а на практике откупаться от чиновников, нам будет сложно победить этого многоголового змея», - считает Г. Полтавченко.
   Помимо бюрократизма и коррупции, малый бизнес ЦФО испытывает сложности, связанные с последствиями кризиса. Несмотря на это, число малых предприятий ЦФО в 2009 году выросло. Г. Полтавченко связывает это с возросшим уровнем поддержки предпринимательства со стороны государства, в том числе с реализацией федеральной программы, направленной на развитие самозанятости.
   По оценкам полпреда, в ЦФО средний показатель числа занятых в малом бизнесе составляет от 20 до 40%. Ссылаясь на данные проведенного ОПОРОЙ РОССИИ опроса, он напомнил, что 30% российских предпринимателей планируют развивать бизнес, наращивая обороты. «И самое главное, что растет число малых предприятий, работающих в инновационной сфере», - подчеркнул он.
   Касаясь проблем инновационного развития, он отметил, что в ЦФО выделяются значительные финансовые ресурсы из госбюджета на развитие инноваций. Как следствие – активно развивается венчурное финансирование, создаются технико-внедренческие зоны. «Но главная проблема – инновации должны быть востребованы. Пока у бизнеса не будет понимания, что без развития инноваций дальнейшее развитие невозможно, не будет потребности в инновациях, никакие инициативы «сверху» работать не будут», - считает полпред ЦФО.
   Он отметил, в округе уже есть позитивные примеры, когда крупные бизнес-структуры активно занимаются внедрением научных разработкой, это АФК «Система», Новолипецкий металлургический комбинат и ряд других. По мнению полпреда, именно такой подход, основанный на понимании необходимости в инновациях, обеспечил этим предприятиям стабильное положение даже в кризисное время. «Сегодня на уровне власти, бизнеса и гражданского общества в целом должно быть понимание, что из кризиса необходимо выходить, не только восстанавливая существующие предприятия, но и создавая новые, т.е. идти по пути модернизации экономики», - пояснил он.
   На вопрос ИА «Альянс Медиа», как изменился малый бизнес ЦФО за прошедшие 10 лет и каким полпред видит его через 10 лет, Г. Полтавченко ответил, что, если 10 лет назад малый бизнес ассоциировался с торговлей на рынке, то за прошедшее время он серьезно эволюционировал и продолжает эволюционировать, активнее занимая свои ниши не только в торговле, но и в таких сферах, как услуги, промышленность и инновации.
   Полпред признался, что портрет будущего предпринимателя, независимо от сферы экономики, в которой он занят, тесно связан с такими понятиями, как профессионализм, социальная активность. И в этой связи, по его мнению, полезно обратиться к опыту прошлого, когда существовали купеческие гильдии. «По сути, это были саморегулируемые организации. Представители малого и среднего бизнеса прошлого с гордостью назвали себя купцами той или иной гильдии. Это было звание, присвоенное за качественный и честный труд. Будущее - за общественными объединениями бизнес-профессионалов. Сегодня государство идет навстречу бизнесу, снижая административную и налоговую нагрузку, законодательно закрепляя преференции. Но должно быть ответное движение со стороны бизнеса. Бизнес должен отвечать за качество произведенных услуг и продукции.
   Еще один вопрос ИА «Альянс Медиа», как решать проблему занятости населения, если внедрение инноваций влечет сокращение рабочих мест за счет роста производительности труда, Г. Полтавченко назвал одним из злободневных.
   По его словам, модернизация экономики подразумевает в том числе и автоматизацию производственных процессов. Следовательно, неминуемо высвобождение большого числа работающих. «Если даже предположить, что страна станет богатой настолько, что может всем им заплатить пособие, это не решит вопрос. Россияне не всегда работают за деньги, они хотят выполнять социальную функцию - работать и приносить пользу обществу. Поэтому выход только один: все они должны найти новое дело. И в этом смысле развитие малого бизнеса в бытовой сфере, в сфере туризма и гостеприимства, открытие новых небольших производств товаров повседневного спроса поможет решить проблему. И задумываться над ее решением на региональном и муниципальном уровнях необходимо уже сегодня», - заключил полпред.
   ИА "Альянс Медиа"