12.05.2010  Москва помогает малому бизнесу становиться собственниками недвижимости

   В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" правительство Москвы приняло постановление от 16.12.2008г. №1140-ПП "Об утверждении Перечня государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
   В соответствии со ст.3 п.4 Федерального закона от 22.06.2008г. №159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приоритетное право на приватизацию не распространяется на объекты, включённые в состав Перечня государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
   Правительство Москвы приняло решение о включении всех помещений, арендуемых малыми и средними предприятиями в указанный Перечень, чем реализовало свое право, установленное Федеральным законом от 22.06.2008г. №159-ФЗ, на сохранение имущественного пула для целей размещения малых и средних предприятий.
   Однако в условиях финансового кризиса существование специального арендного фонда для малых предприятий позволило правительству Москвы в 2009 году существенно снизить ставки арендной платы в городе, установив размер арендных платежей с учётом налогов в размере 1180 рублей за кв. метр в год. Таким образом, Правительство Москвы выступило эффективным регулятором рынка недвижимости, используя рыночные механизмы.
   Эта льгота с учётом инфляции сохранена на 2010 год, кроме арендаторов, заключивших договора по итогам торгов, но правительство Москвы приняло решение о снижении платежей по помещениям, арендуемым по итогам аукционов 2004-2008 годов, которые отличались крайне высокими ценами.
    Одновременно с этим, используя Перечень, правительство Москвы решает и социальную задачу сохранения сети объектов торговли и бытового обслуживания. В результате бесконтрольной приватизации 90-х годов в центре города в процессе перепрофилирования приватизированных объектов была практически уничтожена сеть магазинов и мастерских "шаговой" доступности. В Центральном административном округе Москвы пришлось организовывать специальную сеть передвижных торговых точек для обеспечения населения хлебом и продуктами первой необходимости.
   Больше таких ошибок правительство Москвы совершать не хочет. Сформированный в Перечне арендный фонд является "аварийной подушкой" и для города, и для предпринимателей.
   Кроме того, объекты из Перечня являются единственным вариантом для начинающих малых предпринимателей получить помещения по приемлемой стоимости, так как выставляются на торги по аренде по минимальной начальной ставке в размере 1200 рублей за кв. метр в год с НДС.
   Занимая принципиальную позицию по приватизации объектов из состава Перечня, правительство Москвы понимает желание предпринимателей иметь помещения в собственности и активно им помогает.
   Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы реализует программу строительства многофункциональных деловых центров для размещения малых и средних предприятий по принципу соинвестирования во всех административных округах города.
   Разработка проектной документации осуществляется за счет средств городского бюджета, выделяемых на поддержку малого предпринимательства. После того как проектная документация готова, и определена стоимость строительства, предпринимателям предлагается стать соинвесторами по строительству собственных нежилых помещений (100, 200, 500 кв. м и т.д.).
   По итогам строительства предприниматель становится собственником нежилых помещений в составе многофункционального делового центра фактически по себестоимости строительства.
   Соинвесторы (участники долевого строительства) отбираются путем проведения открытых конкурсов среди предпринимателей, работающих в приоритетных для города отраслях. К ним отнесены: производственный бизнес, инновационный бизнес, бизнес в сфере ЖКХ, молодежное предпринимательство, ремесленничество, бытовое обслуживание, социальный малый бизнес и т.д.
   При этом Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы через Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы способствует предпринимателям в получении кредитов для участия в соинвестировании.
   Принцип соинвестирования нашел свою практическую реализацию при строительстве Специализированной территории малого предпринимательства "Зеленоград".
   На сегодняшний день выполнен большой объем работы по проектированию многофункциональных деловых центров. 7 объектов готовы к отбору соинвесторов. Еще 63 земельных участка по итогам предпроектной подготовки будут вынесены на отдельные инвестиционные торги для подбора инвесторов на строительство объектов для малого бизнеса.
   В рамках строгого исполнения законодательных норм правительство Москвы готово осуществлять приватизацию объектов, включенных в Перечень, при следующих условиях:
   1. В случае исключения из Федерального закона от 22.06.2008г. №159-ФЗ норм о праве региональных органов власти формировать перечни, а также ограничивать предельный размер выкупаемых площадей в полном объеме помещений, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства. Необходимо отметить, что данный вариант не в полной мере корреспондируется с государственной задачей поддержки малого и среднего предпринимательства. У многих из арендаторов, отвечающих критериям закона о праве преимущественного выкупа, в пользовании находятся гораздо большие площади, объективно превышающие потребность для размещения социально ориентированных магазинов, мастерских «шаговой» доступности.
   Выкупив все площади посредством привлечения заемных средств, впоследствии предприниматель будет вынужден продать их часть на рынке, что сократит арендную базу города Москвы, не решив при этом задачу поддержки малого и среднего бизнеса.
   2. В случае исключения из Федерального закона от 22.06.2008г. №159-ФЗ нормы о праве региональных органов власти формировать перечни, сохранения положения об установлении субъектом Российской Федерации предельного размера выкупаемых площадей, но при условии конкретизации в Законе запрета на приобретение нескольких арендуемых субъектом помещений.
   В этом случае каждый из арендаторов, отвечающих требованиям Федерального закона, будет вправе выкупить 100 кв. м. из арендуемых помещений, что обеспечит гарантированный минимум собственных площадей для ведения малого бизнеса и позволит продолжать арендовать у города дополнительные помещения площадью в зависимости от получаемого дохода, а не продавать излишки для искусственного поддержания убыточного дела.
   3. В любом случае у представителей малого и среднего бизнеса коммерческий интерес к приобретению арендуемых площадей может возникнуть лишь при условии отказа правительства Москвы от льготирования арендной платы. При ставке 1180 рублей за 1 кв.м. в год рыночные механизмы стимулирования арендаторов к реализации своего преимущественного права на выкуп фактически не работают.
   За истекший 2009 год и первый квартал 2010 года арендаторами инициировано менее 40 судебных процессов по понуждению города к продаже арендуемых площадей.
   ИА "Альянс Медиа"