27.04.2010 Москва: к 2012 году в портфеле города должно остаться не больше 30-40 АО Вопрос о направлениях корпоративной политики города Москвы как акционера в сложившихся экономических условиях и поддержке акционерных обществ реального сектора экономики, акции которых находятся в собственности города Москвы, рассматривался сегодня на заседании правительства Москвы. Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель Департамента имущества г.Москвы Владимир Силкин заявил, что вносимый проект постановления призван завершить собой систему управления городом акционерными обществами (АО) с долей города. Процесс идет с 2001 года и затрагивает такие вопросы, как продажа неликвидных и неэффективных в хозяйственном отношении акционерных обществ, а также внедрение корпоративной модели управления такими АО, стимулирование менеджмента, внедрение института независимых директоров и системы бизнес-планирования. За 6 лет количество акционерных обществ с долей города уменьшилось с 499 до 370, т.е. почти на 20%. При этом увеличилось количество АО, в которых город имеет контрольный или блокирующий пакет акций. Среди 130 АО со 100%-ной долей города множество ГУПов с низкой ликвидностью. А среди тех АО, доля города в которых меньше 50%, лишь 10-15 предприятий имеют серьезные активы. Фактически не больше 100 АО среди 370 являются значимыми для города с точки зрения капитализации, отметил В.Силкин. Согласно программе реформирования ГУПов около 250 из них должны быть акционированы. Печальный опыт реформирования РЭУ диктует не повторять прошлых ошибок в сфере реформирования ДЭЗов: по каждому из них, имеющему серьезные активы и полномочия, муниципалитетам следует принять отдельные решения, и город должен четко определить здесь свои бизнес-интересы, считает В.Силкин. К 2012 году в портфеле города должно остаться не больше 30-40 АО, остальные должны быть приватизированы. На сегодня корпоративные формы управления внедрены в 90% АО, в 80% АО с долей города утверждены оперативные бизнес-планы. Опыт говорит о том, что отсутствие бизнес-планирования быстро приводит к банкротству. Принятие базовой модели бизнес-планирования с 5 основными показателями эффективности позволяет в зависимости от них выстраивать и систему стимулирования. Однако в ряде отраслей ключевые показатели эффективности до сих пор не определены. В 2009 году ситуация с корпоративными стандартами несколько улучшилась: в частности, количество АО с бизнес-планами увеличилось, и к 1 сентября 2011 г., рассчитывает В.Силкин, бизнес-планирование будет внедрено во всех АО с долей города. Совершенно нетерпима, по его словам, ситуация, когда 6 раз в год, в зависимости от ограниченных возможностей того или иного АО, корректируется их технико-экономическое обоснование (ТЭО). Вернуться к исходному ТЭО после стольких коррекций практически невозможно: за невыполнение условий ТЭО не предусмотрено экономической или какой-либо иной ответственности менеджмента. Не увольняется, как правило, даже директор АО, не справившийся с условиями ТЭО. Предлагаемый к утверждению проект постановления правительства Москвы вводит 3-летнее стратегическое бизнес-планирование деятельности АО, а также процедуры электронной отчетности по основным показателям эффективности. В.Силкин выступил также за увеличение количества независимых директоров в советах директоров АО, публичность АО и котируемость их на рынке, ужесточение ответственности менеджмента АО за принимаемые решения. Руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Марина Оглоблина, будучи содокладчицей по данному вопросу, отметила невозможность участия города в каких-либо АО без жесткого контроля за базовыми показателями их эффективности. Если доля города в АО больше 75%, решение по стандартам управления городом такими АО должно быть принято уже в текущем году. Ввод 3-годичных бизнес-планов фактически воссоздаст городскую экономику на новой, более эффективной основе, считает она. При формировании показателей эффективности нужно выработать единую систему критериев и приоритетов, например, реинвестирование должно иметь целью увеличение капитализации АО, и только социальная и экономическая эффективность АО для города может являться условием участия города в них. В контроль за деятельностью АО, считает М.Оглоблина, следует вовлекать отраслевые органы власти, то есть департаменты города и другие структурные подразделения. Следует также расширить межведомственную комиссию, придав ей функции экспертизы управления городскими долями в АО, а также утверждения ТЭО для АО. Председатель комиссии Мосгордумы по государственной собственности и землепользованию Олег Бочаров заметил, что документ выглядит очень убедительно и является логическим продолжением постановлений правительства Москвы №576 и №304. Новые редакции уставов АО возможны только там, где город имеет значительную долю. Если по итогам 2009 года некоторые такие АО показали убытки, значит, они должны быть выделены из общей группы АО, и туда должны быть направлены специалисты с особыми компетенциями. Проблема только в том, что лучшие специалисты идут на предприятия, которые показывают не убытки, а прибыль. Город сегодня недооценивает возможности ревизоров. В состав аттестационной комиссии могут и должны входить не только госслужащие, но и профессионалы-управленцы, не состоящие на госслужбе. Олег Бочаров одобрил агрессивную политику города по ликвидации своего участия в неликвидных АО: чем меньше участие города в таких АО, тем ниже, как правило, и качество отчетности, предоставляемое городу. «Мы не представляем себе всех рисков реформирования ГУПов. Их руководители редко отдают себе отчет в том, что такое работа на рынке», - заключил О. Бочаров. Генеральный директор АО «МОЭК» Александр Ремизов считает, что АО со значительной долей города следует рассматривать как бизнес-единицу, созданную с целью выполнения совершенно определенной социальной задачи, и эти функции не должны быть оторваны друг от друга. Он также полагает, что департаменты должны развернуть внутри своей структуры работу по выдвижению в советы директоров профессионалов-управленцев в качестве независимых директоров. Третьим тезисом А.Ремизова стало несоответствие принципов постановления правительства Москвы №576 условиям работы некоторых профильных предприятий города, существующих в виде АО, и требование корректировки некоторых принципиальных моментов этого постановления в связи с этим. Министр правительства Москвы, руководитель Департамента науки и промышленной политики г.Москвы Евгений Пантелеев поддержал полезную инициативу Департамента имущества по введению стратегического и оперативного бизнес-планирования в АО с долей города. «Мы точно перераспределили функции, и работать стало удобнее и интереснее. Поддерживаем нормы по акционированию ГУПов с единственным возражением: ТЭО не нужно утверждать на межведомственной комиссии – это излишне. Приложение к проекту постановления также не нужно принимать совместно с проектом. Их достаточно издать в виде рекомендаций, поскольку все они носят методический характер», - сказал он. Первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк, подводя итоги обсуждения, поддержал проект в той части, которая вводит жесткий контроль за действиями чиновников, а также усиливает четкость предоставляемой отчетности по всем показателям эффективности, таким как объем предоставляемых услуг, уровень доходов, прибыль и дивиденды, повышение профессионализма управления через увеличение количества независимых директоров. «В ГУПах и ДЭЗах мы не можем создать дефицита услуг. Если кто-то из наших предприятий не может свести концы с концами, рядом с ним должен функционировать доходный профильный бизнес, не позволяющий создать вакуума в той или иной социально значимой сфере. Что же касается наших предприятий, они должны обладать умеренной рентабельностью и гарантировано выполнять задачи, которые перед ними ставятся», - заключил Ю.Росляк. На доработку проекта постановления выделено 2 недели. ИА "Альянс Медиа" |