22.04.2010 Москва: магазины шаговой доступности практикуют разные торговые стратегии По итогам первого квартала темп роста индекса «Торговая активность» среди магазинов шаговой доступности составил 127,9% к аналогичному периоду прошлого года. В начале 2009 года его значение остановилось на уровне в 113,4 пункта, а в 2010 году – 127,9 единицы. При расчете указанного суммарного индикатора учитываются изменения по восемнадцати отдельным показателям. Указанные значения агрегированного балансового индикатора были получены после обработки данных еженедельного мониторинга бизнес-тенденций в сфере малого бизнеса Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами всех столичных округов. Объектом исследования являются торговые заведения малого бизнеса, участвующие в реализации программы развития шаговой торговли в Москве. Накопленная база на настоящий момент приближается к 7 тысячам единиц наблюдения. Примерно треть (34,1%) магазинов шаговой доступности (МШД) являются небольшими магазинчиками с численностью сотрудников не более пяти человек (далее – «торговые точки»). Около половины МШД (46,4%) условно можно назвать «микромагазинами». Они имеют в своем штате от 6 до 15 работников. Наконец, каждое пятое торговое заведение (19,5%), согласно действующему законодательству, относится к категории малых предприятий. Это более многочисленные «малые магазины» - с числом торгового персонала от 16 до 100 человек. Анализ опросной статистики показывает, с одной стороны, что уровень торговой активности в указанных трех группах МШД в первом квартале нынешнего года оказался примерно одинаковым. В торговых точках значение сводного балансового индекса (БИ) составило 127,2%, в микромагазинах – 126,7%, а малых магазинах – 129,8%. С другой стороны, отмечаются различные торговые стратегии. По показателю «Объемы продаж» лидируют малые МШД. Значение соответствующего балансового индекса в этой группе торговых заведений в первом квартале составило 118,4%. Микромагазины оказались несколько менее удачливыми, так как у них БИ остановился в точке 116,3 процентного пункта. Наименьшими торговые обороты оказались в торговых точках – 109,6 пункта. Данное распределение, в частности, предопределено разными долями магазинов с увеличившимися объемами торговли. Так, среди торговых точек она составила 9,1%, в микромагазинах – 12,2%, а малых МШД – 17,6%. Несмотря на различия по вышеуказанным величинам объемного индикатора, в целом можно отметить, что все они превышают 100-ную планку, выше которой начинают проявлять себя благоприятные тенденции. Благодаря возросшим объемам продаж торговые заведения имеют неплохие позиции по показателю «Денежная самообеспеченность». Как и в предыдущем случае, значения адекватного БИ располагаются в зоне благоприятных значений. Тем не менее денежная самодостаточность зависит от масштаба магазина. Малые магазины, имеющие, как было отмечено, большие объемы торговли, чувствуют себя более уверенно. Это демонстрируется тем, насколько отличаются величины сообразного индикатора: в торговых точках – 101,8, в микромагазинах – 116,8, а малых МШД – 133,4 пункта. Малые магазины, имеющие более прочные денежные основы, располагают и большими возможностями для стимулирования персонала. Балансовый индекс «Фонд оплаты», находясь в зоне позитивных значений, у малых МШД зафиксировался на уровне в 168,6 пункта. Более низкую позицию занимают микромагазины – в 156,2 единицы. Еще ниже расположились торговые точки, у которых значение в 150,4 процентного пункта. В частности, среди последних в полтора раза чаще встречаются случаи, по сравнению с малыми торговыми заведениями, уменьшения фондов стимулирования (в соотношении 22,1% к 15,1%). Вместе с тем торговые заведения меняются местами, если рассматривать ситуацию среди них по торговым издержкам или практикуемой ценовой политике. В лидеры в борьбе за снижение затрат на продажи выходят торговые точки. 42,7% из них сумели удержать торговые затраты в первом квартале на неизменном уровне (37,3%) или снизить их (5,4%). Возрастали издержки у 40,8% микроточек торговли. Таким образом, значение БИ составило 101,9 пункта. Третью строчку в данном случае занимают малые МШД, имея величину индекса 83,3 единицы. Здесь столкнулись с увеличением торговых издержек 55,9% торговых заведений. Посередине расположились микромагазины с БИ 90,8 процентного пункта (доля с возросшими затратами на продажи – 51,9%). Торговые точки возглавляют список и по показателю «Цена реализации». Сообразный БИ находится на уровне 129,5 п.п. Вторую строчку занимают микромагазины – 117,3 пункта, а третью малые магазины – 104,1 единицы. Для сравнения можно указать, что доля торговых заведений, повышавших собственные цены, в лидирующей группе составила 31,5%, во второй группе – 39,4%, а в третьей – 46,5%. Имеют место и другие характерные отличия. Более детальное описание изменений в развитии МБ Москвы, подготовленное Информационно-аналитическим управлением НП «Московский центр развития предпринимательства», можно найти в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства». ИА "Альянс Медиа" |