01.04.2010  Москва: депутаты МГД усомнились в планах развития промзоны «Южный порт»

   На прошедшем 1 апреля заседании комиссии Московской городской думы по науке и промышленной политике особое внимание было уделено, каким будет инновационное развитие экономики столицы. На рассмотрение было вынесено два вопроса: перспективы развития промышленной зоны 26-II «Южный порт» и совершенствование работы с молодыми специалистами, занятыми в научно-промышленном комплексе города Москвы.
   По второму вопросу депутатов, чиновников и представителей ректорского корпуса высказали полное единодушие, в отличие от обсуждения первого вопроса, которое выявило много противоречий.
   Заместитель председателя комиссии по науке и промышленной политике МГД Алексей Рябинин заявил, что вопрос развития промышленных зон в столице трудно переоценить, ведь от того, как будет решаться этот вопрос, зависит развитие Москвы на ближайшее десятилетие и то, какие отрасли будут определяющими. «Создание промзон оказывает существенное воздействие на формирование экономико-социального облика города, определяет уровень и качество занятости», - подчеркнул депутат.
   Как сообщила начальник управления реализации инвестиционных проектов Департамента науки и промышленной политики Москвы Галина Балушкина, под промзоны выделено 209 территорий общей площадь площадью 7,8 тыс. кв. метров, включая площадь всех инвестиционных объектов, в том числе дорожную сеть и технические и административные объекты. В зависимости от профиля зоны подразделены на три группы 31-300 (под застройку промышленных объектов и объектов офисного назначения), 31-130 (с размещением выставочных и учебных центров, жилых объектов – гостиницы и общежития для персонала), 31-100 (с размещением дорожных объектов).
   Г. Балушкина пояснила, что промзона «Южный порт» будет развиваться по смешанной схеме, т.е. на ней будут размещены все три вида объектов. На данном этапе правительство Москвы выкупило в собственность главный корпус бывшего завода «Москвич», и на проведение восстановительных работ строения для использования его в технологических целях, а также на подготовку территории из столичного бюджета уже потрачено 4,8 млрд рублей. В планах - реконструкция и ремонт еще одного прессового корпуса и строительство транспортной развязки.
   На сегодняшний день встает проблема освоения территорий, расположенных в непосредственной близости к Южному порту, так как по ним есть ограничения по использованию и размещению производственных объектов. В идеале это должны быть объекты для инновационной деятельности. «Поэтому предложения со стороны Роснано о размещении нанотехнологического центра абсолютно отвечают интересам развития города. В Москве должна развиваться наукоемкая промышленность с компактным размещением объектов», - пояснила Г. Балушкина.
   Как пояснил начальник управления инновационной деятельности Департамента науки и промышленной политики Москвы Владислав Ашмарин, департамент активно отрабатывает новые формы освоения производственных территорий. В частности, в промзоне «Южный порт» планируется создание зоны инновационного развития. Если Россия по производительности труда в обрабатывающем секторе отстает в среднем в 4 раза, то в новой зоне производительность труда вырастет в 2 раза относительно сегодняшних показателей.
   Речь идет о планах формирования территорий инновационного развития согласно Программе создания инновационной системы в г. Москве. На таких территориях резидентам будут представлены преференции - освобождение в течение 5 лет от выплат налогов на имущество и прибыль. Такой подход, по мнению В. Ашмарина, даст импульс к увеличению количества инновационных предприятий и высокопроизводительных производств автокомпонетов. Кроме того, планируется создание технопарка для предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих разработку, внедрение и производство инновационных автомобильных компонентов и изделий. Это позволит создать рабочие места в инновационном секторе. Общий срок окупаемости проекта - 10-15 лет.
   Именно план формирования инновационных территорий вызвал много вопросов. Депутат МГД Александр Крутов поинтересовался, какой экономический эффект даст проект. Москва будет тратить бюджетные средства на создание инфраструктуры и предоставление преференций. «Но по факту, кто-нибудь просчитал, есть ли желающие создавать инновационные предприятия. И что будет на выходе?» - поинтересовался он.
   Кроме того, депутата смутило, что при создании зоны инновационного типа закладывается отставание в производительности труда от мировых показателей в 2 раза.
   Глава комиссии Мосгордумы по градостроительной политике и перспективному развитию города Михаил Москвин-Тарханов считает, что в проекте плохо продуман вопрос целесообразности освоения территории. Например, создание складского и логистического центров, с учетом близости порта и железнодорожного узла, даст больший экономический эффект. «Стоит задуматься, а нужно ли вкладывать деньги в создание зоны с неизвестным маркетингом, непонятным числом рабочих мест, нерешенностью вопроса подготовки инновационных кадров. Если мы ставим вопрос об экономической эффективности проекта, то нужен четкий план, по которому будут определены сроки окупаемости. Если это социальный проект – нацеленный на создание рабочих мест в машиностроении, это совсем другой вопрос. Но никогда не надо путать экономическую и социальную составляющие», - убежден депутат.
   Он считает, что очень опасно с точки зрения эффективности расходования бюджетных средств дотировать проект, вкладывая средства в инфраструктуру, потом дотировать сами предприятия, и при этом не иметь технико-экономического обоснования и четкого бизнес-плана. М.Москвин-Тарханов уверен, что налоговые льготы – это очень правильно, но предоставлять их можно только под конкретный бизнес-план.
   Заместитель председателя комиссии по науке и промышленной политике МГД Алексей Рябинин подвел итоги обсуждения: «На сегодняшний день инновации получаются менее рентабельными, чем эксплуатация складского комплекса. Инновации – это всегда риск. Тем не менее не должно быть практики, когда при создании инновационных зон, нам проще отвечать на вопросы о тепловых сетях и коммуникациях, чем на главный вопрос – для чего мы все это создаем и тратим колоссальные деньги. Все высказанные замечания и предложения депутатов необходимо принять во внимание».
   Что касается второго вопроса, то по нему было выработано четкое предложение: решить извечную тяжбу между работодателями и руководством вузов, проявляющуюся в претензиях "вузы не готовят кадры, востребованные в реальном секторе, их необходимо «доучивать» на производстве, а работодатели не проявляют инициативу и не делают запрос, какие имеено кадры необходимо готовить". Развязать этот гордиев узел можно, только создав трехстороннюю комиссию из депутатов МГД, московских работодателей, чиновников Минобразования и представителей ректорского корпуса.
   Возможно, такой подход вернет практику распределения выпускников инновационных вузов на инновационные предприятия, а вузы перестанут выпускать бакалавров–недоучек.
   Еще одно предложение поступило от депутата Крупнова: задуматься о проблеме молодых преподавателей вузов и обновления научных кадров в вузах. «Если мы не задумаемся об этой проблеме, не позаботимся о повышении уровня преподавательского состава, создании условий для профессионального роста, то завтра нашим студентам будут читать лекции по инновационной проблематике на плохом английском профессора из Индии и Китая», - заключил депутат МГД.
   ИА "Альянс Медиа"