01.04.2010 Курская область: для развития инноваций необходим четкий посыл государства МБ В Курском институте менеджмента экономики и бизнеса состоялся круглый стол на тему "Инновационность малого и среднего бизнеса Курской области как способ решения социально-экономических проблем региона". Его организовали курское региональное отделение "Опора России", совет по развитию малого и среднего предпринимательства при администрации г. Курска, Общественная палата области, комиссия по развитию предпринимательства, региональному развитию и местному самоуправлению Общественного совета ЦФО, интеллект-клуб. Участниками обсуждения были представители администрации области и областного центра, областной думы, регионального отделения политической партии "Единая Россия", областного Союза предпринимателей, некоммерческого партнерства НП "Областной Центр поддержки малого бизнеса", ученые, руководители предприятий малого и среднего бизнеса, общественности. В ходе трехчасового разговора была утверждена резолюция с конкретными рекомендациями по значительному улучшению инновационной деятельности. Инновационность в нынешнем виде является фундаментом планируемой модернизации экономики страны, без которой государство рискует остаться вечной сырьевой державой, вынужденной закупать продукты высоких технологий за рубежом. И немалая доля усилий в решении этой сложнейшей задачи отводится малому бизнесу, как предполагается, наиболее динамично развивающемуся сектору экономики. Вот только он относится к возлагаемым на его плечи работам пока без особого воодушевления. И не спешит создавать новые образцы современной продукции или брать на вооружение созданное инженерами, учеными и продвигать на рынок. Почему? Для частного предпринимательства, не обладающего достаточным запасом прочности, участие в инновационном процессе - верный способ потерять собственное дело, дающее небольшой, но стабильный доход. "К сожалению, малый бизнес сегодня - наиболее уязвимая часть российской экономики, - считает президент КРО "Опоры России" В. Глотов.- Его доля в инновационной деятельности составляет от полутора до трех процентов. Это объясняется отсутствием правовой основы, необходимых финансовых ресурсов, мотиваций для занятий исследованиями. И что самое важное - отсутствием идей". Не торопится рисковать по собственной воле и средний бизнес. Как отметили участники круглого стола, у нас худший вариант потребительского рынка с преобладанием низкокачественных товаров, производство которых обходится дешево, и нет нужды ломать голову над тем, чтобы снизить издержки. Стоит ли мудрить, если потребитель с другим качеством товаров (услуг) по тем же ценам просто незнаком. Представитель КГТУ сообщил следующий факт. На кафедре, где он работает, имеется около двух сотен запатентованных изобретений. И практически ни одно не внедрено в производство. В частности, учеными КГТУ в 2008 году придуман (и запатентован) автоматический регулятор температуры в тепловых сетях. Специалисты, присутствовавшие на круглом столе, отметили необычайную простоту идеи. Прибор может быть как механический, так и с электронной начинкой. Основной потребитель - жилищно-коммунальная сфера. Однако есть маленькая закавыка. Прибор существует только в чертежах, нет рабочего образца, который еще надо создать и провести испытания. Три крупнейших предприятия заняться выпуском терморегулятора отказались. Сомнительно, что идея заинтересует малый бизнес, поскольку нет устойчивого спроса на рынке, и на его создание придется выложить кругленькую сумму. А гарантированного заказчика - ЖКХ - вполне устраивает нынешнее положение дел с терморегуляцией в домах, плату за услуги они взимают в полном объеме и безо всяких инноваций. Участники круглого стола сошлись во мнении, что для развития инноваций в промышленном и сельскохозяйственном производстве необходим более четкий посыл государства бизнесу о своей заинтересованности в модернизации экономики. Сюда следует отнести и создание нормативной базы, и формирование системы инновационных госзаказов для малого бизнеса, и стимулирование кредитной политикой, и подготовкой кадров, способных проводить экспертизу инновационных проектов и, главное, умело заниматься их внедрением. Это в идеале. Пока же было отмечено следующее. В области из 20 тысяч малых предприятий всего 6 являются предприятиями инновационного бизнеса, одно имеет свою научно-техническую лабораторию. Из достижений имеется в наличии городской бизнес-инкубатор "Перспектива" - стартовая площадка пока для 9 предпринимателей. Ведутся работы по созданию новых технологий в сфере энергоэффективности, нано- и информационных технологий, экологии и других отраслей промышленности и науки. Уже есть примеры использования полученных результатов. Тем не менее было признано, что Курская область имеет очень серьезный инновационный потенциал, который разрознен в своих действиях. Как считает директор НПК ЗАО "РЭС", член КРО "Опора России" Н. Худокоромов, именно из-за разрозненности в действиях регион ежегодно теряет почти 30 миллиардов рублей. Сумма, конечно, колоссальная и в некотором роде сомнительная, поскольку потери эти не прямые, а всего лишь предполагаемые. Но даже наполовину меньшая, она впечатляет. Почему не удается ее заполучить? Отсутствуют нормативная база, модели и методы, стимулирующие внедрение научно-технических работ в производство, активная информационная политика и региональные связи. К тому же нет еще концепции инновационного развития Курской области. То есть основополагающего документа, в котором было бы прописано, что региону нужно и для каких целей. Ну а если документ будет подтвержден кое-какими финансовыми ресурсами или хотя бы созданием венчурного фонда, бизнес, в том числе и малый, зашевелится. Риск риском, но любой предприниматель-производственник знает, что товар имеет неприятное свойство - заполняет рынок до отказа и в конце концов остается невостребованным. И постоянно надо искать новую "нишу", свободную от конкурентов, создавать что-то новенькое и продвигать это новенькое потребителю. Еще один маленький пример. Если власти удастся продавить тихий саботаж жэкахашных монополистов и начать внедрение инновационных технологий в их хозяйство, то, по предварительным прикидкам, затраты снизятся на 30-50 процентов. Это реальный шаг к снижению тарифов и повышению качества жизни курян, для которых власть работает. Для власти на круглом столе были выработаны серьезные рекомендации для активизации деятельности в сфере инноваций. В их числе - разработка инновационной программы Курской области и программы создания и стимулирования малых предприятий этой направленности, создания венчурного фонда путем реорганизации и объединения фондов энергосберегающего и экологического. Пока это предложения. Обрастут ли они конкретными делами и в какой степени - покажет время. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Курской правды" |