01.04.2010 Москва: МБ завершает первый квартал активнее, чем в 2009 году Совокупный индексный показатель «Предпринимательская активность» в конце марта 2010 года (22-26.03.10) отличается от прошлогоднего в лучшую сторону на 12,1%. В нынешнем году агрегат еще более уверенно закрепился, поднявшись на уровень в 117,3 пункта, в зоне значений, свидетельствующих о преобладании в сфере малого предпринимательства благоприятных тенденций. Такой вывод сделали специалисты Информационно-аналитического управления НП «Московский центр развития предпринимательства», сопоставив тенденции, сложившиеся в конце марта 2010 года, и те, которые имели место в аналогичный период прошлого года. Сравнение производилось на основе данных мониторинга малого и среднего предпринимательства, проводимого с 2008 года НП МЦРП совместно с территориальными центрами развития предпринимательства во всех столичных округах в еженедельном режиме. Опрашиваются владельцы и руководители микро-, малых и средних предприятий с разным предпринимательским стажем и опытом работы в многообразных сферах городского хозяйства. Накопленная база наблюдений на сегодня насчитывает свыше 10,5 тысячи предприятий. Сравнительный анализ строился, во-первых, на совокупных результатах замеров, осуществленных в конце марта прошлого и нынешнего года. Во-вторых, учитывались данные наблюдений по 19 показателям. Спустя год по 16 из 19 анализируемых показателей выявлен положительный прирост. При этом по трем из них темпы роста оказались значительными - выше 135%. Половина индикаторов прирастала в пределах 110-120%. По четырем показателям изменения носили не такой выраженный характер, порядка 104-105%. Наконец, по трем индикаторам в конце марта 2010 года произошел спад. Кроме того, спустя двенадцать месяцев стало вдвое меньше показателей, балансовые значения которых продолжают оставаться в зоне отрицательных значений. В конце марта-2010 таковых осталось только пять. Таким образом, и по количеству показателей, и по приросту их значений можно говорить об очевидных благоприятных переменах в сфере малого и среднего предпринимательства Москвы. Лидирующую группу по темпам роста образуют индексные показатели, характеризующие, согласно используемой методике, внешние предпринимательские условия. В частности, на фоне остающейся довольно высокой критичности высказываний о состоянии экономики в городе (примерно на каждом втором предприятии оно, по прежнему, оценивается как напряженное), в конце марта 2010 года московские предприниматели стали заметно менее встревоженно всматриваться в будущее и чаще считают маловероятным дальнейшее ухудшение деловой атмосферы. Год назад представители 66,7% предприятий высказывали пессимистические прогнозы. Сегодня негативные ожидания встречаются гораздо реже – в 39,3% случаев. Одним из факторов, повышающих уровень делового оптимизма, стал возросший платежеспособный спрос потребителей продукции малого бизнеса. Так, в конце марта-2009 каждое второе предприятие (52,1%) испытывало проблемы из-за задержек платежей потребителей. По прошествии двенадцати месяцев с необязательностью платежей сталкиваются только на каждом третьем предприятии (33,9%). В результате коренным образом изменились подходы к выстраиванию ближайших планов по организации деятельности предприятий. Ранее малые фирмы, настроенные свертывать хозяйственную активность, преобладали над теми, которые готовились к расширению предпринимательской деятельности (в соотношении 26% к 23% соответственно). Сегодня ситуация выглядит совершенно иначе. Расширительные планы явно доминируют, о чем заявляют представители 33% предприятий против 10% с противоположным настроем. В группе умеренно возросших показателей обращает на себя внимание, например, изменившийся подход к ценообразованию. Балансовый подиндекс «Собственные цены» вырос через год на 11,9%. Это произошло благодаря снижению на 7,2% доли предприятий, продолжающих увеличивать цену реализации (их стало 31,2%) и приросту на 7% количества фирм, не меняющих собственные цены (примерно каждое второе предприятие – 50,5%). Одновременно в 2010 году вдвое меньше насчитывается малых компаний, планирующих дальнейшее повышение отпускных цен и больше тех, которые предполагают удерживать ценовую планку на одном уровне. БИ, описывающий данную ситуацию, вырос на 17,2%. Еженедельный обзор бизнес-процессов в малом бизнесе Москвы, проводимый Информационно-аналитическим управлением НП «Московский центр развития предпринимательства», размещен в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства». ИА "Альянс Медиа" |