01.04.2010  Москва: магазины МБ экономкласса работают в стабильном режиме

   Завершившаяся мартовская неделя (22-26.03.10) мало повлияла на индикатор торговой активности в магазинах МБ экономкласса, который был зафиксирован неделей ранее. Балансовый индекс (БИ), при расчете которого учитываются текущие изменения по 18 показателям, разносторонне описывающим деятельность анализируемой группы торговых заведений, составил 117,9 процентных пункта (при значениях БИ свыше 100 единиц, согласно используемой методике, можно говорить, что в деятельности магазинов преобладают позитивные тенденции). Указанная планка суммарного БИ была зафиксирована после обработки текущих данных еженедельного мониторинга бизнес-тенденций в сфере малого бизнеса Москвы, осуществляемого с ноября 2008 года НП «Московский центр развития предпринимательства» совместно с территориальными центрами всех столичных округов. Объектом изучения являются торговые точки малого бизнеса, участвующие в реализации программы развития шаговой торговли в Москве. Накопленная база на настоящий момент приближается к 7 тысячам единиц магазинов шаговой доступности (МШД).
   Если описывать сложившуюся ситуацию внутри торговых заведений, то можно отметить, что, по сравнению с предыдущей неделей, на 2,2% сократилась доля МШД, где было зафиксировано снижение торговых оборотов. В результате стали примерно равны группы магазинов, где объемы реализации падали (47,4%) и где они росли (14%) или были стабильными (31,6%).
   В конце марта на 2,4% увеличилась доля экономмагазинов, не изменявших ценовую планку. Их численность составила 41,2%. Кроме того, 4,4% МШД удалось произвести снижение цены реализации. Тем не менее в 44,7% торговых точек собственные цены увеличились. И, возможно, это не предел, так как на 8% стало больше высказываний, которые свидетельствуют о предполагаемом дальнейшем повышении уровня цен в ближайшие три месяца. Неделей ранее доля таких ответов составляла 37%, а в конце марта – 45%.
   Увеличение цен, в частности, является следствием роста торговых издержек. В марте продолжает оставаться преобладающей доля магазинов экономкласса, у которых затраты на продажи увеличиваются. На прошедшей неделе 56,1% «первых лиц» магазинов указали на это обстоятельство. 28,1% сумели удержать издержки на одном уровне, 1,8% - даже снизить их (остальные не смогли однозначно оценить изменения по данному показателю).
   На 3,5% пополнились ряды торговых заведений, которым удалось в анализируемый период укрепить собственную финансовую базу. Обеспеченность денежными средствами выросла примерно в каждом десятом магазине (10,5%). В каждой третьей торговой точке (34,2%) она не изменилась. 40,4% МШД почувствовали ослабление денежной самодостаточности. Несмотря на это, намерения о внешних заимствованиях высказывают только 26,0% представителей торговли.
   В подавляющей группе МШД (61,4%) не изменились фонды стимулирования персонала. Более того, количество находящихся в таком положении торговых заведений прибавилось к предыдущей неделе на 3,3%. Примерно каждому десятому магазину удалось увеличить фонды оплаты труда (12,3%). Однако в каждой пятой торговой точке (19,3%) возможности поощрения работников сократились.
   К концу марта стало больше на 3,5% МШД, где произошла стабилизация кадрового состава. В 63,2% магазинов не выявлено изменений численности работников. Более того, в 7% торговых заведений списочный состав пополнился. Но есть и магазины, которым не удалось избежать сокращений. В таком положении оказался примерно каждый четвертый экономмагазин (25,4%). Можно ожидать, что кадровая ситуация в МШД меняться резко не будет. Это следует из ближайших трехмесячных планов представителей торговых заведений. В большей части из них ориентируются на работу в стабильном составе (42,0%). В 15,0% магазинов не исключают необходимости набора дополнительного персонала. И только каждый десятый магазин (11,0%) считает вероятными кадровые сокращения.
   Характеризуя восприятие представителями МШД изменений деловой атмосферы, можно указать, что в подавляющем большинстве остаются МШД, которые не испытывают проблем с поставками продукции от контрагентов. Их число составляет 70,2%. Однако примерно столько же магазинов (71,1%) в последние две мартовские недели отмечают, что закупочные цены ползут вверх.
   Более детальное описание основных тенденций в развитии МБ Москвы, подготовленное Информационно-аналитическим управлением НП «Московский центр развития предпринимательства», приводится в разделе «Мониторинг финансового кризиса» интернет-портала «Аналитика малого предпринимательства».
   ИА "Альянс Медиа"