30.03.2010  Курская область: почему с фармацевтического рынка уходит малый бизнес?

   Страсти, кипевшие вокруг роста цен на жизненно важные лекарства, утихли. Наконец удалось установить предельный уровень наценок и взять их под контроль. Крупные аптечные сети по этому поводу, конечно, не выразили никакого удовольствия, и аплодисментов с их стороны не последовало. На сверхприбыли им, ясное дело, теперь рассчитывать не приходится, но и выделенного наценочного "коридорчика" вполне хватит на безбедную жизнь, и их владельцам вряд ли придется пересаживаться с джипов на пикапчики отечественного автопрома. Эти выживут.
   Однако помимо сетей на областном фармацевтическом рынке работает немало аптек, созданных малым бизнесом. Вот они оказались на грани разорения, поскольку их товарообороты не идут ни в какое сравнение с сетями. Притом маленькие аптеки работают большей частью в сельской местности, где рынок сбыта невелик, где даже при прежних наценках они едва сводили концы с концами.
   На недавнем собрании в Курском медицинском университете представители предприятий, занятых в сфере розничной торговли лекарственными средствами, пришли к выводу, что выполнить постановление правительства Курской области "Об установлении предельных оптовых и розничных надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, реализуемые на территории Курской области" они не могут. Может, решили таким образом надавить на власти?
   "Нами установлено, что предприниматели, занятые в аптечном бизнесе, извлекают свою прибыль главным образом от реализации лекарств, не вошедших в перечень жизненно важных, - прокомментировал ситуацию председатель Союза предпринимателей области Владимир Казарин. - Но приказом Федеральной службы по тарифам от 11 декабря 2009 года № 442-а утверждается новая методика определения предельных оптовых и розничных надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, на основании которого администрацией Курской области издается постановление за № 61-па от 25.02.2010 года. Установлена градация по надбавкам на жизненно важные лекарственные средства, и в среднем она составила 16,5 процента, а на не жизненно важные препараты наценки практически поделены поровну между оптовыми предприятиями - 10 процентов и розницей - 20 процентов.
   На наш взгляд, мы крайне необдуманно отнеслись к нашим малым аптечным предприятиям. Ведь не учитываются цены на энергоносители и коммунальные услуги, которые значительно подросли".
   Кажется странным, что крайними в вопросе ценообразования на лекарства выставлены аптекари, а не так называемые естественные монополисты - энергетические, газовые, бензиновые, действия которых в первую очередь влияют на окончательную стоимость товара. Тем более что конкуренция на аптекарском рынке невероятно высокая, а высокий процент участников от малого бизнеса практически исключает ценовой сговор. Но под каток попал именно малый бизнес, создатель конкурентной среды.
   Разумеется, любой хворающий покупатель будет рад тому, что цена на необходимое ему лекарство теперь жестко регулируется. И он абсолютно прав, негоже наживаться на болезнях. Только в рыночной экономике неуклонно и без апелляций действует один закон - в убыток предприятие работать не может. Ему надо платить нормальную зарплату сотрудникам, за электричество, за воду, налоги.
   По свидетельству союза предпринимателей, одним из самых продаваемых бизнесов в области на начало 2010 года стали маленькие аптечные киоски. Помимо того, идет поглощение их крупными сетевыми компаниями, зачастую не курскими. Это на сегодняшний день не увязывается с законами, ограничивающими монополию на товарных рынках и создание магазинов (аптек) шаговой доступности. Да и не похоже, чтобы сетевики активно устремлялись туда, где не пахнет существенными доходами, - в село. Словами о социальной ответственности этих разумных калькуляторов не проймешь. А вот владельцами маленьких сельских аптек чаще всего являются местные жители, которые еще ценят мнение о себе окружающих.
   Именно они и уходят с рынка. Уже сегодня многие селяне отовариваются лекарствами в областном центре и к регулируемой наценке прибавляют еще и транспортные издержки.
   В соседних Орловской и Белгородской областях поступили несколько иначе. Там наценки на списочные лекарства урезали до минимального предела 13,83 и 14,69 процента. Зато остальные, не списочные, практически освободили от госрегулирования или подняли допустимый процент до 50, что позволило аптекам малого бизнеса выжить, не ущемляя интересов остро нуждающихся в необходимых лекарствах покупателей. Массовых распродаж бизнеса в этих регионах не отмечено.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "Курской правды"