29.03.2010 Москва: пекари смогут вернуть утерянные позиции только за счет малого бизнеса 20-23 апреля на ВВЦ пройдет традиционный "Праздник хлеба". На это масштабное мероприятие соберутся пекари и кондитеры со всей России. В преддверии этого события Московская гильдия пекарей провела совещание с участием отраслевых департаментов, префектур административных округов и территориальных управлений Роспотребнадзора. Обсуждались актуальные проблемы развития хлебопечения в городе. С одной стороны, московский рынок хлеба заметно растет. По данным Росстата, розничная продажа хлеба и хлебобулочных изделий в столице за период с 2005 года по 2009 год увеличилась с 23,4 миллиарда рублей до 37,8 миллиарда рублей, то есть выросла на 61,5 процента. Однако парадокс состоит в том, что 60 процентов этой продукции в прошлом году было завезено из регионов. Московские хлебопекарные предприятия выпустили 432,6 тысячи тонн хлебобулочных изделий и, отдав такой большой сегмент рынка "варягам", по подсчетам специалистов, теряют из-за этого миллионные прибыли. Соответственно, недополучает взносов и городская казна, а также сокращаются рабочие места в хлебопекарной промышленности - за 4 года число занятых в отрасли уменьшилось с 16,1 тысячи человек до 10,5 тысячи человек. А из 242 хлебопекарных предприятий сейчас действуют 157. К сожалению, их численность сократилась больше чем на треть. Если хлебное дело у нас и дальше будет двигаться таким же путем, не получится ли так, что отвыкнут в скором времени москвичи от ароматного запаха московского хлеба, которым всегда славилась Первопрестольная. "Несмотря на кризис, перспективы для развития хлебопекарного бизнеса в столице хорошие, - отмечает президент Московской гильдии пекарей Юрий Кацнельсон, - вот и открываются хлебные бутики с умопомрачительными ценами, малая толика населения покупает эту продукцию. Конечно, лучше было бы, если бы эту территорию осваивали наши московские пекари". По его словам, к 2009 году уровень конкурентной среды, то есть число субъектов хлебопечения на 10 тысяч человек, в российской столице достиг критической отметки 0,149 и в 23 раза ниже, чем в других европейских городах. Ведь ряды хлебопекарных предприятий столицы, как уже отмечалось, убавились на треть. Причем, если в Западном административном округе за этот период их численность, наоборот, вдвое возросла, а в Зеленограде по-прежнему стабильно работают 9 предприятий, то в других округах их численность заметно "просела", и в первую очередь это относится к Северному административному округу, здесь самый отрицательный показатель - 62,5 процента. Сегодня реализацией хлебной продукции в городе, по данным Роспотребнадзора, занимаются 6479 торговых предприятий. Больше всего таких предприятий - 1255 объектов, практически пятая часть всей торговой сети - находится в Западном округе. Здесь не только умеют хлеб выпекать, но знают, как надо им торговать. Москвичи, как правило, покупают хлеб в крупных магазинах и супермаркетах. А это означает, что сегодня 65 процентов хлебобулочной продукции реализуется через торговые сети. И они диктуют свои условия малым участникам рынка, что, конечно же, усложняет формирование цивилизованной торговли со справедливой конкуренцией и доступными ценами. Разумеется, хлебные точки должны быть максимально приближены к потребителю, иными словами, они должны находиться в зоне шаговой доступности. В Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг на 2010 - 2012 годы, принятой правительством Москвы, предусмотрены меры, направленные на развитие конкурентного рынка хлеба и хлебобулочных изделий, в том числе за счет малоформатных торгово-производственных комплексов локального уровня. Пилотный проект такого комплекса уже реализуется в Северо-Восточном округе, в районе Отрадное, его презентация состоится на "Празднике хлеба". Этот район заселили "ромашками", то есть пекарнями и относящимися к ним торговыми точками, расстояние между которыми не меньше 500 метров, и таким образом хлебная продукция стала полностью доступна для всего населения района, численность которого 170 тысяч человек. В сложившейся сегодня ситуации московские пекари смогут вернуть утерянные позиции, лишь развивая в городе малые формы хлебопечения и торговли. Да, трудностей у них хватает: проблемы с высокой арендной платой, тарифами ЖКХ и т.д. За январь - февраль нынешнего года цена за килограмм хлеба из пшеничной муки высшего сорта поднялась до 40 руб. 21 коп. Однако прибыль в установленной производителем цене занимает только три процента, все остальное сплошные затраты. Поэтому столичные власти, как отметил первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы Александр Карпов, предусмотрели ряд мер по развитию малого хлебопечения в столице. Пекари могут воспользоваться субсидиями. Город большие средства выделяет на модернизацию пекарен, приобретение нового оборудования, пересмотрены, наконец, тарифы на подключение к электроснабжению, разработана специальная программа по применению тарифов. Так что у хлебопеков есть стимул, чтобы развивать малое хлебное дело, вносить свою лепту в равномерное размещение объектов хлебной торговли по городу, причем желательно в шаговой доступности, и радовать москвичей вкусной московской выпечкой. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Тверская 13" |